Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Бирма (Мъянма)

Несомненное влияние оказали боевые единоборства Китая и на становление их национальных видов в странах Юго-Восточной Азии. В граничащей с Китаем и Индией Бирме заметно также индийское влияние. С самой концепцией пути бойца бирманцы познакомились, может быть раньше китайцев. Ведь в Южные районы Китая буддизм пришёл через Бирму. Но, в отличие от Китая, в Бирме не сложились тайные религиозно-философские сообщества, бывшие в Китае хранителями переделанного на свой лад древнего учения индийских кшатриев. В национальных школах боевого единоборства туманные рассуждения о гармониях не прижились, но зато тщательно осваивались боевые приёмы обоих великих соседей.

Удар в Баншай В силу ряда причин бирманское монашество было совсем не похоже на своих воинственных собратьев в Китае и Корее. Их больше занимали молитвы и медитация. В истории Бирмы монахи снискали славе скорее миротворцев, чем воителей. Если среди них и появлялись выходцы из китайских монастырей, то искусство их применялось больше в мирской среде. Страна на протяжении столетий находилась в состоянии войны со своими соседями. Бирманским войскам не раз приходилось противостоять китайским полчищям. В XIII веке они отразили натиск доселе непобедимых монголов. Да и сами десятки раз переходили границы Сиама (Тайланда), Лаоса, Аракана (до XVIII века государство на севере Бирмы). Пленники из этих стран угонялись в Бирму принося с собой излюбленные приёмы самообороны.

Хорошо ознакомились бирманцы и с европейской школой фехтования. Португальский авантюрист дэ Бриту в начале смутного XVII века основал в Бирме собственое государство. В 1613 году его государство пало. Служивших ему португальских солдат вместе с семьями поселились в деревнях на севере Бирмы. Их потомки смешались с бирманским населением. Некоторые из них служили в армии инструкторами по рукопшному бою, передавая искусство отцов своим новым соотечественникам.В Бирме существует единый термин для обозначения боевых искусств вообще - "тхайн", или "мьянма тхайинг", что означает "бирманский рукопашный бой". Однако название это начали широко использовать лишь в 30-х годах прошлого века. Как и в других языках, "тхайинг" - термин собирательный, и объединяет "Hабан" - борьбу, подобную греко-римской, имеющую индийское происхождение; "Летхвэй" - оригинальный "Бирманский бокс"; "Бандо" - наиболее известную и в стране, и за рубежом систему рукопашного боя, сформировавшуюся под определенным китайским влиянием; "Баншай" - техники работы с традиционным оружием.

Данные о боевых искусствах впервые появляются в бирманских хрониках династии Паган (XI-XII века). Особо отмечается их расцвет в правление Анауратхи Минсау. Центрами развития и пропаганды боевых искусств были буддийские монастыри. Насколько сильно в них было китайское влияние, не совсем понятно, но техники медитации и концентрации, к которым там прибегали и прибегают по сей день, восходят к чань-буддийской традиции. Это важно иметь в виду, поскольку ведущим направлением бирманского буддизма является Тхеравада.

Центром обучения боевым искусствам была своеобразная "Bоенная академия" Газа Кхунит Кьяунг, или Кхо Кьяунг, в которой воины, сыновья правителей и аристократов изучали не только боевые искусства, но и получали широкое образование. Наставниками их обычно были буддийские монахи. Кроме этого специально боевым искусствам обучались телохранители короля.

С установлением господства англичан наступил естественный упадок национальных боевых искусств. Закон, борясь с варварством и жестокостью местных школ (действительно имевшей место) начал преследовать и учителей, и учеников. Окончательно традиция не угасла, но спустилась до уровня деревенских развлечений, показательных выступлений на народных праздниках в отдаленных горных деревушках.

Первая счастливая возможность возродить национальные традиции искусства боя появилась в 1933 году, когда их начали пропагандировать во вспомогательных частях британской армии, состоящих в основном из бирманцев и непальских горцев - гуркхов, известных своей воинственностью. Не менее, чем сами гуркхи, известен и кхукри - их нож, являющийся национальным оружием. Гуркхское влияние оказалось настолько сильным, что кхукри стал специфическим оружием бирманских воинских искусств.

В 1942 году известные мастера У Пье Тхиен и Сая Пуа начали активную пропаганду Тхайинг. После второй мировой войны, когда Бирма получила независимость, министерство спорта начало проводить ежегодные соревнования по "Бирманскому боксу". В 1946 году была сформирована Всебирманская федерация Тхайинг, которую возглавил ученик У Пье Тхиена - У Чит Тхан. В этом же году У Ба Тхан Гьи создал Международную ассоциацию бандо с центром в Рангуне, столице Бирмы. В 1962 году бандо было объявлено национальным видом спорта.

Бандо имеет несколько стилей, различающихся по географическим и этническим признакам. Лучшими бойцами традиционного бандо считаются качины и карены. Бандо не стремится превращаться в спорт. Большинство организаций не являются коммерческими и не ведут активную рекламу своей школы или своего стиля.

Традиционным оружием Бирмы были шест, копье, нож, меч и парные бамбуковые дубинки. По своей конструкции бирманский меч дха немного напоминает тайский меч краби. Как и тайский меч, он считался ведущим оружием. и насчитывалось 37 классических техник владения им.

© 2010
Sergey Lee
E-mail sergeylee85@ya.ru