Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Ушу

Ушу является самым удивительным Боевым Искусством в мире. Оно удивляет своей древностью, просто поражает огромным количеством стилей созданных за всю его историю, и своей универсальностью: так, определённую группу стилей могут выбрать для себя высокие и физически сильные люди (Лохань-цюань, Ху-цюань), другими же стилями лучше заниматься низкорослым людям (Хоу-цюань), третьи будут полезны женщинам в силу того, что не требуют большой физической силы и адаптированны под женщин (Хуа-цюань), некоторые из них созданны женщинами (Вин-Чун), определённые стили имеют религиозную подоплёку например мусульманский стиль Ча-цюань или Чжа-цюань, некоторыми стилями можно заниматься с успехом и в старости (Тайцзи-цюань)

Зачатки Ушу возникли раньше китайского государства, но начало приобретать систематезированность только в IV-III веках до н.э. То чем занимались до этого,в древности было лишь "Военным ремеслом" для подготовки китайской армии. К концу III века до н.э. вся военизированная подготовка была объединена под названием "Уи". Уи составляли борьба (цзюэди), рукопашный бой (шоубо), техника работы с оружием и вся техника была заключена в комплексы-формы (Таолу).

В периоды "Вёсен и Осеней"(770-476 гг. до н.э.) и Воюющих Царств (475-221гг. до н.э.) жили и работали величайшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мен-цзы, Чжуан-цзы. Китаю был передан ими духовный импульс, повлиявший на развития всей Восточной Азии в последующую пару тысячелетий. В I в н.э. в Китай из Индии начал проникать буддизм. Все филосовские системы учили видеть общее за разнородными вещами повседневности. Китайские воинские искусства постепенно начали сливаться с филосовскими системами, совершенствуя, систематезируя и обогащая отдельные приёмы рукопашного боя превращая в целый комплекс философско-боевого искусства.

Примерно в VI веке в Китай пришёл индийский миссионер Бодхидхарма (Дамо), который стал проповедовать буддизм в монастыре неподалёку от Лояна. Согласно легендам, именно он основал знаменитый шаолиньский стиль Ушу. По преданию монахи Шаолиня помогли вернуть престол второму императору династии Тан - Ли Шиминю. Он разрешил монастырю держать собственные монашеские войска. С тех пор появился специальный термин - усен (монах-боец).

В сунскую эпоху (960-1279) не мало монахов, в т.ч. и усенов, уходило в мир, слагая с себя монашеские обязательства. В XII веке шаолиньское Ушу пришло в упадок из-за многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. Но в 1224 году в монастырь пришёл человек взявший монашеское имя Цзюэ Юань. Увидев, что уровень мастерства монахов очень сильно отличается от того, что было поведанно в легендах, он решил возрадить старые традиции древних учителей. Цзюэ Юань основательно переработал, со своим помошником Бай Юй Феном, старинные трактаты и создал совершенно новую систему, которая практикуется и по сей день.

Когда после завоевания Китая Чингизхан пошёл войной на запад, в 1219 году в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называлили "Сему"(цветноглазые), они имели меньше прав чем монголы, но больше, чем китайцы. В официальных документов династии Юань их именовали "Хуэйхуэй". Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артелеристы в 1275 году в соответствии с указом основателя династии Юань "Всюду вступать в общины жителей приграничья" стали из солдат крестьянами. Из этих людей, и прибывших при династиях Тан и Сун по морю арабских иммигрантов, а также принявших ислам китайцев сформировалась нация Хуэйцзу (Мусульман). В течении более чем семисот лет своего существования нация Хуэйцзу была неразрывно связана с Ушу, которое они рассматривали как средство самообороны. Занятия Ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман.

В 1351-1368 годах народное восстание "красных повязок", под предводительством Чжу Юаньчжана (который сам был большим знатоком Ушу) положило конец монгольской династии Юань и привело на трон Поднебесной династию Мин, первым императором которой и стал Чжу Юаньчжан.

В XVI веке приморские провинции Китая стали подвергаться опустошительным набегам японских пиратов. Ци Цзигуан, 27-летний чиновник, был обязан защитить народ от бандитов. Ему было очень тяжело справляться с этой задачей: войска в тех местах были слишком малочисленны, и прекрасно подготовленные самураи легко расправлялись с плохо организованными отрядами, пытавшимися давать им отпор. Поэтому Ци Цзигуан, будучи мастером Ушу, решил привлечь в отряды ополчения бойцов Ушу и народных мастеров. В 1561 году японцы в провинциях Чжецзянь, Фуцзянь и Гуандун были разбиты. Получив должность генерала, Ци Цзигуан предписал всем своим войнам и даже высшему офицерскому составу заниматься Ушу. Сведя воедино многие тогдашние системы подготовки, он написал знаменитый трактат "Цзисяо Синьшу". Благодаря деятельности Ци Цзигуана XVI век считается переломным в истории Ушу.

Правление династии Мин было эпохой стабильного, методичного совершенствования и сосуществования различных школ. Однако ничто не вечно. 6 июля 1644 года Пекин был взят маньчжурскими войсками. Была установленна новая династия Цин - которая не смотря на поистине грандиозный размах национально-освободительной борьбы в Китае, сумела удержать власть до 1911 года. Центром практики Ушу стали тайные общества. В течении всего XIX века побнебесную сотрясали народные восстания, направленые против маньжурского владычества и засилья иноземцев Тайные общества, культивировавшие различные стили Ушу, принимали на себя основной удар и в восстании "Восьми Триграмм" и в Опиумных войнах, и в великой народной войне тайпинов. Апофеозом деятельности тайного общества стало восстание ихетуаней (1899-1901), вошедшее во всемирную историю под названием "боксёрского". Несмотря на то, что разгром ихетуаней привёл к гибели значительного количества мастеров Ушу, прочно укоренившиеся традиции боевых искусств не могли исчезднуть бесследно. Во время Синьхайской революции (1911-1913) и позднее, при правлении милитаристов, деятельность тайных обществ возобнавилось с новой силой.

Правительство Китайской республики оказывало большую поддержку развитию Ушу. Первый президент Китая Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) сам изучал Тай-цзи под руководством Цай Гуйциня. Его преемник - генералиссимус Цзян Цзеши (Чан Кайши)-также был не чужд боевых искусств. Он лично присутствовал на гокао (государственные испытания), которые проводил в столице Нанкин Центральный институт гошу (национальное искусство), основанный в 1928 году. Другой крупной организацией, развивавшей Ушу, была основанная в 1909 году Ассоциация Цзиньу (Ассоциация истинных боевых искусств). обе организации имели филиалы по всем провинциям Китая и даже зарубежом: во Въетнаме, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах и т.д. Преподавали там крупные мастера, хранители истинной традиции. Во время Второй Мировой войны многие мастера Ушу воевали в армии или партизанских отрядах, внеся свой вклад в дело победы над Японией.

После прихода к власти коммунистической партии и образования КНР правительство обратилось к мастерам Ушу с призывом выйти из подполья, мотивируя это тем, что все причины для тайной деятельности остались впрошлом (власть маньжуров свергнута, японцы изгнанны, страна объединена под единой властью). Правительству поверили, и в 1953 году в Тяньцзине с 8 по 12 ноября прошла первая Всекитайская национальная спортакиада, 75% которой заняли выступления по Ушу. Было продемонстрированно 139 стилей Ушу, проведены поединки без какого-либо защитного снаряжения, по бою на коротком и длинном оружии, а также национальные состязания по поднятии тяжестей. Увидев такую мощь(в поединках практически не было травмированных) правительство испугалось - мало ли куда повернёт эта сила в будущем. большинство тайных обществ было разогнано.

Параллельно из нескольких мастеров и историков Ушу, согласившихся сотрудничать с государством (т.к. искренне считали, что Ушу нуждается в реформировании), была создана комиссия по реформе Ушу. Известный мастер Цай Луньюнь на основе своего фамильного стиля Хуа-цюань(расцветающий кулак), а также ряда других северных стилей - Чжа-цюань (кулак семьи Чжа), Пао-цюань (пушечный кулак), Хун-цюань (кулак потока), Пигуа-цюань (кулак рубки и подвешивания), Шаолинь-цюань (кулак монастыря Шаолинь) - создал новый спортивный синтетический стиль Чан-цюань (длинный кулак). На основе пяти стилей провинции Гуандун(стили семей Хун, Цай, Ли, Лю, Мо) был создан синтетический спортивный стиль Нань-цюань(южный кулак). Названия приёмов заменялись на технические, лишая их тем самым духовной напоненности. В период Великой пролетарской культурной революции(1966-1976) занимавшиеся Ушу подвергались массовым репрессиям за потакание феодальным пережиткам. Однако в это время благодаря кинобоевикам начался рост популярности Ушу и дабы не портить международного имиджа КНР, Ушу оставили в покое.

Сейчас государство по-прежнему проводит покитику превращения Ушу в спорт. Среди молодёжи, не видевшей истинного Ушу, популяризуются Чан-цюань и Нань-цюань, а также спортивные и оздоровительные версии древних стилей. Созданны правила ведения поединков (бой по правилам - вещь в традиционном Ушу просто немыслимая). Как говорят народные мастера, "Чтобы побеждать в поединках по правилам сань-шоу, нужно заниматься боксом, а не Ушу". Традиционное Ушу продолжает существовать, но не пересекаясь с государственным.

© 2010
Sergey Lee
E-mail sergeylee85@ya.ru