Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Хапкидо

Рычаг в ХапкидоОдним из учеников мастера школы Дайто-рю Айки-дзюцу Такэды Сокаку с 1919 года был кореец Чхве (Чой) Ён Соль. Прожив 27 лет в Японии, он соединил технику Айки-дзюцу с традиционными корейскими техниками Кидо (Юсуль) и Тхэккен, в которых большое внимание уделялось работе ног. Так появилось Хапкидо. Говоря, что возраст этого боевого искусства приближается к двум тысячам лет, корейцы переносят на Хапкидо древнюю историю Тхэккен, известного еще с эпохи Объединенного Силла. Фактически же Хапкидо не старше семидесяти лет, так как Чхве Ён Соль начал создавать свою систему с 20-х годов прошлого столетия. Первые варианты этого боевого искусства мастер называл последовательно: Юквонсуль, Хосинсуль и Бисуль. Только в 1948 году появился окончательный термин "Хапкидо", означающий "Путь соединения энергий".

Иероглифы, которыми записывается название стиля в японском языке, те же самые, что составляют слово "Айкидо". Это совпадение не случайно. Во-первых, Чхве Ён Соль и создатель Айкидо Уэсиба Морихэй обучались у одного и того же наставника. Во-вторых, оба стиля базируются на комплексном использовании ударов ногами и захватов руками, соединения собственной силы бойца с силой противника, слиянии энергии тела с энергией Вселенной. В то же время, между имеющими общие корни Айкидо и Хапкидо существует ряд принципиальных различий. Айкидо - сугубо оборонительная система, имеющая своей целью выведение противника из равновесия с помощью детально разработанной техники перемещений и болевых захватов и ставящая задачу непричинения вреда сопернику. Поэтому ударов ногами в ней нет, а применение ударов руками ограничено и предназначено исключительно для дезориентации противника и выведения его из равновесия перед проведением захвата.

Залом в ХапкидоХапкидо, в отличие от Aйкидо, содержит обширный раздел техники ног, применяемой как в обороне, так и в атаке. Атака в Xапкидо имеет приоритет над защитой, болевые захваты и заломы проводятся резко, с целью сломать сустав. Броски проводятся коротко и быстро, что позволяет успешно вести бой с несколькими противниками, переключаясь с одного на другого.

Обучение в Xапкидо начинается с отработки резких движений - ударов ногами и руками, а заканчивается практикой работы пальцев по точкам, что связано с возможностями управления внутренней энергией. Под конец обучения человек обретает осознание механизма круговорота энергии "ки", сосредоточивает ее в себе и направляет в нужное русло. Приверженцы Xапкидо считают, что их стиль наиболее гармонично сочетает в себе внешнюю работу с внутренней, жесткость с мягкостью.

Техника Xапкидо повлияла на создание ряда боевых искусств в последние несколько десятилетий. Мастер Ли Дон Гу основал Cонмудо, которое отличается меньшим количеством круговых движений. Самооборона построена на весьма жестких правилах, но внимание уделяется тренировке в равной степени как тела, так и духа. Ряд упражнений развивают способность управления внутренней энергией, что позволяет бойцу работать вслепую, в том числе и с оружием.

В США мастер Чи Хан Джэ на базе Xапкидо создал стиль синмудо, в наибольшей степени из всех родственных систем отличающийся от техники Aйки-дзюцу. В Корее Мен Эке Ок стал основателем Xведжон Mусуль, где развороты корпуса используются главным образом для обхода противника и нанесения ударов, а также детально разработана техника ударов ногами (Чоксульдо). ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХАПКИДО Основатель хапкидо Чхве Ёнсоль родился в 1904 году в корейском городе Таегу. В 1909 году Корея была оккупирована японскими войсками. Когда Чхве Ёнсолю исполнилось семь лет, он был вывезен из страны и направлен на работы в Японию. Использовать корейских детей на различных видах принудительных работ в Японии было обычной практикой оккупационного режима. Судьбе было угодно распорядиться так, что Чхве оказался в услужении у Сокаку Такеда (1860-1943 г.), прямого потомка основателя дайто-рю айкидзю-дзюцу в тридцать втором поколении. Такеда было сорок четыре года, когда к нему попал семилетний корейский мальчик Чхве, которому в соответствии с традицией дали японское имя Ёшида. Дайто-рю айкидзю-дзюцу Дайто-рю айкидзю-дзюцу является одним из древнейших видов японского айкидзю-дзюцу. Согласно корейской легенде, айкидзю-дзюцу основал принц Садазуми (884-916 г.), известный в Корее под именем принца Тейжуна, шестой сын японского императора Сева, после того как странствующий буддистский монах-кореец обучил его юсулю. Официальная историография айкидзю-дзюцу, однако, утверждает, что отцом-основателем этого стиля является Минамото-но Ёшимицу (1045-1127 г.), третий сын Минамото-но Ёриёши (988-1075 г.), который был потомком императора Сева в пятом поколении. Поскольку клан Минамото отличался тесными родственными узами, не приходится сомневаться, что многие его члены внесли свой вклад в развитие дайто-рю айкидзю-дзюцу. Но тем не менее основателем стиля все же считается Минамото-но Ёшимицу. Семья Минамото начиная с периода Хейан (794-1185 г.) на всем протяжении истории страны представляла один из главных правящих кланов Японии. Известно, что именно Минамото-но Ёритомо (1147-1199 г.) стоял у истоков формирования сёгуната Камакура, в течение существования которого у власти в стране находилось самурайское военное правительство. Ёшикиё (1094-1145 г.), старший сын Минамото-но Ёшимицу, оставил центральный клан и переехал в область страны, известную под названием Кай. Именно там он основал новую ветвь клана Минамото, из которой выделилась семья Такеда, в последующие годы создавшая дайто-рю айкидзю-дзюцу. На протяжении нескольких столетий знания о дайто-рю айкидзю-дзюцу тайно передавались в семье Такеда из поколения в поколение, пока в конце XIX века правопреемником фамильного наследия не стал Такеда Сокаку (1860-1943 г.), тридцать второй потомок основателя этого стиля боевых искусств. Он открыл школу дайто-рю айкидзю-дзюцу на японском острове Хоккайдо и стал первым членом семьи Такеда, обучавшим боевой системе не только представителей японских военных сословий, но и всех желающих. Боевые техники, составлявшие дайто-рю айкидзю-дзюцу Такеды Сокаку, включали в себя захваты суставов, броски, захваты туловища, приемы удушения, а также, в несколько меньшей степени, удары кулаками, ступнями и коленями. Такеда и Чхве Чхве Ёнсоль отнюдь не оказался в положении приемного сына Такеды, как бы этого ни хотелось многим приверженцам стиля хапкидо. Не слишком популярный и упоминаемый факт его биографии этого периода заключается в том, что Чхве в доме своего хозяина выполнял обязанности мальчика на побегушках, а позже - личного слуги Такеды.Сокака Такеда Чтобы правильно понять сложившиеся между Чхве и Такедой взаимоотношения, мы должны рассматривать их в исторической перспективе. Такеда являлся последним представителем самурайской ветви своего клана. Японцы вообще считали себя "божественной расой". Корейцы для них были в лучшем случае второсортным народом, а в худшем - просто пешками в большой игре под названием жизнь. Нет сомнений, что Чхве понравился Такеде, но он никогда не смог бы сделать мальчика своим приемным сыном, не нарушив при этом национальных культурных традиций. В качестве личного слуги Такеды Чхве всегда присутствовал на занятиях по дайто-рю айкидзю-дзюцу, которые проводил его хозяин. Документально не установлено, когда именно Чхве приступил к изучению физических аспектов этого боевого искусства. Рассказывают, однако, что когда в 1935 году Такеду вызвал на поединок учитель одной из многочисленных школ боевых искусств, мастер дайто-рю айкидзю-дзюцу сначала предложил Чхве сразиться с гостем. Это было обычной практикой, когда принимающий вызов мастер какого-либо стиля сначала выставлял на дуэль одного из своих наиболее способных учеников. Если тот проигрывал схватку, на ковер выходил его учитель. Оскорбленный гость попытался было возражать, на что Такеда ему ответил: "Но кто из моих учеников пробыл со мною дольше и узнал от меня больше, если не мой личный слуга?" Чхве выступил в поединке и нанес поражение гостю. Морихеи Уесиба, будущий основатель айкидо, в течение семи лет изучал дайто-рю айкидзю-дзюцу под руководством Такеды как раз в тот период, когда Чхве Ёнсоль находился в услужении у мастера. По этой причине многие историки склонны искать параллели между хапкидо и айкидо. Но хотя оба эти вида боевых искусств имеют общие корни, а в некоторых случаях и подобные техники, они заметно отличаются друг от друга по своему философскому содержанию. Чхве служил у Сокаку Такеды на протяжении тридцати лет, до самой смерти своего хозяина 25 апреля 1943 года. После этого, оставив дом своего учителя, он вернулся в Таегу. Возникновение хапкидо Как уже говорилось, в течение тридцати лет Чхве оставался с Такедой, и только смерть последнего разлучила их. После кончины наставника ничто больше не связывало Чхве с Японией и он вернулся в Корею. Вскоре после этого Корея обрела независимость, и Чхве подарил своей стране хапкидо. Сначала Чхве обучал своих последователей дайто-рю айкид-зю-дзюцу в чистом виде. Однако постепенно на территории Корейского полуострова стали появляться новые виды национальных боевых искусств, основатели которых - например, генерал Чой Хон Хи и другие - творчески использовали атакующую природу тхэккёна в изобретаемых ими боевых системах. Эти новые стили не могли не оказать своего влияния на Чхве Ёнсоля, который также начал вводить в свое боевое искусство агрессивные техники ударов руками и ногами, характерные для древней корейской боевой системы. Хапкидо, как и другие боевые искусства, возникшие в получившей независимость Корее, развивалось медленно и трудно. Даже название его претерпевало многочисленные изменения. Новый стиль именовали ю квон сул, юсуль, хо шин му до, би суль, пока в 1963 году за ним наконец официально не закрепилось название хапкидо. Источник: tkd.kulichki.net

© 2010
Sergey Lee
E-mail sergeylee85@ya.ru