Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Брюс Ли

Брюс Ли Брюс Ли родился 27 ноября 1940 года в китайском квартале Сан-Франциско. Его первое имя - это Ли Сяо Лунг, что переводится, как Маленький Дракон. Его отец - Ли Хон Чуен - актер китайской оперы. Его мать - Грейс Ли - на половину немка, дала ему имя Ли Джан Фан, что означает Возвращение.

В феврале 1941 года Брюс Ли, первый раз снялся в кино когда ему было всего три года. После этого он в течении восемнадцати лет снимался в детских ролях ещё в 23 фильмах.

В подросковом возрасте Брюс, как и все китайцы, стал интересоваться Ушу. Он упросил гонконгского мастера фошаньского стиля Вин-Чун, Ип Мена стать его учеником, и взамен обещал его научить танцу "Ча-ча-ча", за исполнение которого, Брюс получил первое место на чемпионате танцев в Гонконге. Брюс, к удивлению мастера, был очень способный. Ему потребовалось лишь три дня на то, чтобы выучить формы Тайцзи, которые у других занимают недели.Брюс Ли Его основным стилем в кунг-фу потом стал стиль Вин чун. Этот стиль делает акцент на бое без оружия, хотя Ли овладел и оружием. Особенно хорошо ему удавалось обращение с нунтяку. Позднее он также изучил Дзюдо, Джиу-джитсу и Бокс. А затем Ли разработал свой стиль кунг-фу под названием «Джит Кун-До».

В 19 лет, чтобы подтвердить данное ему по праву рождения американское гражданство, Брюс Ли отправился в США, сначала в Сан-Франциско, затем в Сиэтл. Там он изучал искусство, окончил Техническую школу Эдиссона, поступил в Вашингтонский университет. Там он познакомился с будущей женой (с 1964) Линдой Ли Кэдвелл. Линда родила ему двоих детей: сына Брэндонa (1965—1993) и дочь Шэннон (род. 1969).

Большую популярность Брюс Ли приобрёл снимаясь в многочисленных сериалах. В них он показывал своё искусство, своё мастерство, и, в следствии этого, к нему стало приходить много известных людей, прося обучить их кунг-фу. Например, известный баскетболист, звезда NBA Карим Абдул Джаббар (впоследствии Джаббар и Брюс поставили впечатляющую и не без юмора сцену боя в фильме «Игра смерти»).

Не смотря на то, что Брюс получал баснословные деньги за обучение знаменитостей своему стилю "Джит-кун-до",которые смогли бы обеспечить безбедное существование до самой старости, его это не удовлетворяло. Он мечтал сниматься в главных ролях. Но главные роли в кино ему так и не доставались, что ужасно его огорчало. От разочарования в 1971 году Брюс Ли решил покинуть Соединённые Штаты и вернуться с семьёй в Гонконг.

В то время в Гонконге открылась новая киностудия «Golden Harvest» (впоследствии ставшая очень знаменитой). Брюс Ли уговорил директора студии Рэймонда Чоу дать ему главную роль в фильме «Большой босс» и разрешить самому осуществить постановку боевых сцен. Риск оправдался — фильм имел небывалый успех. Брюс Ли буквально перевернул представление о боевых искусствах в кино. Его отточенные быстрые движения, натуралистичные боевые сцены и кровавые исходы пришлись по душе азиатским зрителям, а потом эта волна передалась и зрителям всего мира. Чоу доверил Ли снять ещё два фильма («Кулак ярости» и «Возвращение дракона»), на этот раз уже с солидными бюджетами. Фильмы имели ещё больший успех и сделали Брюса суперзвездой. Брюс Ли, как огненный метеор, пронесся по миру боевых искусств и кинематографии.

Он многое время посвящал тренировкам и самосовершенствованию. Постоянно работал над своим новым стилем "Джит-кун-до": прорабатывал его, дополнял, отсекал ненужное, привносил что-то новое.

Языковые проблемы оказались серьезным препятствием на пути создания фильмов, и только в апреле 1973 года этот сериал был закончен. В мае того же года, работая над дубляжом фильма, Брюс Ли перенес сердечный приступ. После этого случая он направился в Лос-Анджелес, чтобы проконсультироваться с врачами. Опытные кардиологи, внимательно изучив Брюса Ли, прописали ему дилантин - лекарство, которое в основном применяется против приступов эпилепсии.

Вернувшись обратно в Гонконг, Брюс Ли почувствовал себя лучше и с еще большей энергией принялся за работу над фильмом. 20 июля в полдень Брюс Ли, продюсер Раймонд Чоу и актриса Бэтти Тинг Пей, которой была предложена роль в фильме, встретились в номере гостиницы (в ресторане гостиницы, по другой версии) для обсуждения сценария перед тем, как увидеться с Джорджем Лазенби. Брюс пожаловался на головную боль, и Бэтти дала ему таблетку, снимающую головную боль (приготовленную по специальной рецептуре именно для нее). Уложив маэстро в постель номера гостиницы, Раймонд Чоу и Бэтти встретились с мистером Лазенби. Когда они вошли в номер гостиницы, то не смогли разбудить Брюса Ли. Испуганная Бэтти вызвала своего врача, однако и тот был бессилен. Брюс Ли умер.

После вскрытия его тела, согласно заключения врачей было установлено, что смерть наступила от паралича (опухоли головного мозга - по другой версии), вызванного повышенной чувствительностью к некоторым ингредиентам в таблетке от головной боли. Медицина отметила это как крайне редкий случай.

Брюс Ли - Маленький Дракон - был похоронен в Сиэтле 30 июля 1973 года, причем похороны вылились в настоящую демонстрацию, на которой молодые девушки давали обет безбрачия, и было даже несколько самоубийств. А на городском кладбище появилась плита с надписью на английском и китайском языках: "Брюс Ли умер... Но его неукротимый дух и воля живут в его фильмах и в его огромном вкладе в боевые искусства Востока". Дома, в Гонконге, был создан музей, в котором и сегодня можно увидеть посмертную маску Ли и его личные вещи.

Вот так жил и любил Брюс Ли, сочетая в себе гармонию тела, духа и разума, без единства которых успешное освоение боевых искусств Востока невозможно! Брюс Ли

Линда вспоминая о Брюсе. Мне нравится думать о нем, сидящем в своем кабинете и погрузившемся в мир книг, мир газет или набрасывающим удивительные рисунки, изображающие монахов-даосов или яростно сражающихся мастеров воинских искусств Древнего Китая, вспоминать его пишущим или переводящим полные экспрессии стихи:

Черные тучи,
Поникшие цветы и бледная луна,
Птиц торопливый полет,
Вот и наступила осень,
Она несет нам одиночество.
Пришло время расстаться,
Уже так много было сказано,
Но еще не все чувства исчерпаны,
Я оставляю тебе этот стих.
Прочти его одна в безмолвной тишине,
Когда тебя начнет тревога мучить,
И помни:
Все мои мысли были только о тебе...

Афоризмы Брюса Ли

Если я скажу вам, что я хорош, вы, наверное, подумаете, что я хвалюсь; если я скажу, что не достаточно хорош, вы будете знать, что я лгу.

Стань бесформенным, бестелесным, как вода. Когда ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой; ты наливаешь воду в чайник, она принимает форму чайникa. Вода может течь или разрушать. Будь водой, мой друг.

Если Бог и есть, то он внутри нас. Вы не спрашиваете у Бога дать вам что-то, вы зависите от Бога в вашей внутренней сущности.

До того, как я практиковал Путь, облако было просто облаком, а гора была просто горой. После того, как я изучил Путь, облако перестало быть облаком, а гора перестала быть горой. Но сейчас, когда я познал Путь, облако вновь стало просто облаком, а гора стала просто горой.

Разум подобен саду, в котором все, что бы вы ни посадили, цветы или сорняки, будет расти.

Используйте только то, что работает, и извлекайте это отовсюду, где бы вы его ни нашли.

Чем более мышцы расслаблены, тем больше энергии может течь через тело. Мышечное напряжение или попытка применения грубой силы может привести только к отрицательному эффекту.

Знание техники - лишь начало изучения кунг-фу. Чтобы стать мастером, необходимо войти в его дух.

Я не мастер, я ученик-мастер. У меня есть знания и опыт мастера, но я продолжаю учиться. Следовательно, я ученик-мастер. Я не верю в слово «мастер», думая о нем как человеке, на котором можно поставить крест.

Не отрицайте классического подхода просто в качестве реакции, или вы создадите еще один шаблон и попадете в его ловушку.

Джит Кун До - это просто название, не придавайте этому особого внимания. Если вы понимаете суть боя, то такого понятия как «стиль» не существует.

Когда я смотрю вокруг, я всегда чему-то учусь, и все это для того, чтобы всегда быть самим собой, выражать себя и верить в себя. Не ищите успешной личности, чтобы подражать ей.

Посадите всех великих учителей в одну комнату, и они во всем придут к согласию. Посадите туда их учеников, и они будут спорить из-за всего.

Звенящая струна, принимая фиксированное положение, становится сломленной в духе.

Вино может быть таким разбавленным, что мало кто захочет его пить.

Люди учатся читать слова группами. Там, где ученик видит три движения, опытный мастер видит одно, потому что он видит цельный поток энергии.

Вакуум - это не просто пустота, он реален и свободен. Это источник, из которого все берет начало и куда все возвращается. Он не может быть увиден, к нему нельзя прикоснуться, но он существует и свободно используется. У него нет формы, размера, цвета, но все, что мы видим, слышим, чувствуем - это «он». Он вне интеллектуального понимания. Когда человек вдруг приходит к осознанию, что границ не существует, он становится всем; горы, реки, трава, деревья, солнце, луна, вселенная - все это он. Больше не существует разделения и барьеров между мной и другими, больше нет чувства отчуждения или страха. Осознание этого приводит к настоящему состраданию. Другие люди и предметы больше не рассматриваются вне меня, напротив, они видятся единым мне телом.

Извлекай полезное, отвергай бесполезное, добавь то, что принадлежит только тебе.

Знания недостаточно, необходимо применение. Желания недостаточно, необходимо действие.

Простота - последний шаг искусства.

Учитель - это не человек, дающий истину. Он гид, указатель к истине, которую каждый ученик должен найти самостоятельно. Хороший учитель - это лишь катализатор.

Когда предоставляется удачная возможность в бою, «я» не бьет, «оно» бьет само.

Чтобы узнать себя необходимо изучать себя в момент взаимодействия с другим человеком. Если вы хотите понять суть боевых искусств, видеть любого противника ясно, вы должны отбросить представления о стилях или школах, свои предубеждения, симпатии или антипатии. Тогда ваш разум избавится от внутреннего конфликта и придет в умиротворенное состояние. И в этой тишине вы увидите все отчетливо и ясно.

Я боюсь не того, кто практикует за раз 10000 ударов, а того, кто практикует один удар 10000 раз.

Ключ к бессмертию - это в первую очередь прожить жизнь, достойную памяти.

Не думай, чувствуй! Это как палец, указывающий на луну. Не концентрируйся на пальце или ты пропустишь эту божественную красоту.

Горячий характер достаточно быстро сделает из вас глупца.

Я не верю, что существуют различные способы борьбы. Если бы человек имел три руки и три ноги, тогда мы бы имели различные способы. Но у нас есть две руки и две ноги, поэтому я верю, что есть единственный способ, и это - отсутствие всех способов.

Если вы всегда ставите границы в том, что можете сделать, физические или какие-либо еще, это распространится на всю вашу жизнь. Это распространится на вашу работу, на все ваше существо. Границ не существует. Есть горизонтальные участки стабилизации, но вы не должны останавливаться на них, нужно выходить за их пределы. Если это убьет - значит, убьет.

Нет ничего полезного в разбивании досок. Доски не могут дать сдачи.

Брюс Ли Общефизическая подготовка
В день Брюс Ли пробегал более 20 км.
Скорость удара рукой из свободного положения - пять сотых секунды.
Брюс Ли мог удерживать 32кг гирю на вытянутой вперед руке 20 секунд.
Удары Брюса Ли были настолько быстрыми, что порой их не удавалось заснять обычной в то время технологией 24 кадра в секунду, поэтому некоторые сцены приходилось снимать 32-кадровым способом.
Брюс Ли мог держать ноги уголком в упоре на руках 30 минут и больше.
Брюс Ли мог подбрасывать в воздух зерна риса и ловить их палочками для еды.
Брюс Ли мог пальцами пробить неоткрытую банку колы (в те времена жесть, из которой изготавливалась емкость, была значительно толще)
Брюс Ли мог подтягиваться на одной руке, используя только большой и указательный пальцы для обхвата перекладины.

Методы тренировок Брюса Ли «Сама по себе сила не равна знанию, а знание не равно тренированности, но соедините знание с тренированностью и получите силу».

Методы тренировки Брюса Ли
Руководство, данное Ли тем, кто хочет следовать доктринам Джит Кун До, со всей необходимой ясностью и все же несколько туманно сводится к следующему: «Вы должны смириться с фактом, — писал он, — что не может быть помощи, кроме самопомощи. По той же причине я не могу сказать вам, как достигнуть свободы, т.к. свобода существует внутри вас. Я не могу сказать вам, как достигнуть самопознания. Я могу сказать, чего не делать, но не могу сказать, что нужно делать, т.к. это ограничит вас в подходе к проблеме. Формулы уничтожают свободу, рецепты сжимают творчество и утверждают посредственность».

Помните всегда, что свобода от самопознания не может быть достигнута жестким следованиям формулам. Мы не можем внезапно «стать» свободными. Мы просто свободны.

«Следуй принципу, — говорил Брюс Ли Дэну Иносанто, — раствори принцип, но не будь привязан к нему, это и есть ДКД!»

Образ жизни и тренировок Брюса Ли

Из всех своих многих преимуществ Брюс Ли больше всего ценил свое тело. Он делал то, что многие считали эксцентричным и даже фантастическим, чтобы держать свою форму в совершенном состоянии. Спортзал его был храмом физической подготовки, оборудованный всяческими устройствами, отделанный зеркалами так, чтобы атлет мог лучше наблюдать свои упражнения и движения.

Его дом в Бел Эйр, естественно, был заполнен всевозможным оборудованием, которое по проектам Брюса сделал его друг и ученик Херб Джексон. Стерлинг Силлифант вспоминает, какой испуг вызвало в нем очередное приспособление, которое больше походило на средневековую дыбу, нежели на спортивный тренажер. Однажды он даже попытался сострить, сказав: «Теперь я понимаю, почему так много говорят о разнообразии и жестокости китайских пыток». Другая вещь, которая произвела на Стерлинга неизгладимое впечатление, была гигантским мешком, который Брюс повесил у себя в гараже. Мешок был 1,30 м в диаметре и 1,65 м в высоту, и, по крайней мере, требовалось два человека, чтобы только его обхватить. Мешок был мягким, поэтому даже если вы наносили по нему удар ногой со всей силы, на которую вы были способны, то он лишь слегка качался. «Это было все равно, что бить в болотную трясину, — говорит Стерлинг, — я был совершенно беспомощен в борьбе с этим мешком, в то время как Брюс был в состоянии послать его в воздух одним ударом». Стерлинг вспоминает, как Брюс часто говорил, что лучше всего ставить удар ногой на большом пальмовом дереве. «Когда добьешься того, что ты перестанешь сотрясаться от своего собственного удара, а будет сотрясаться только дерево, вот тогда ты начнешь понимать удар».

Он не пропускал ни одного дня без тренировки. «Для меня лучшим упражнением является бег», — сказал он однажды репортеру, особо подчеркнув тот факт, что тому, кто не готов к физическим нагрузкам, «ровным счетом нечего делать в жестком спарринге». Он утверждал, что бег настолько важен, что вы должны продолжать бегать в течение всей вашей жизни. В какое время дня вы будете бегать — неважно, важнее, как долго вы будете бегать. В начале вы бежите легкой трусцой, затем увеличиваете дистанцию и темп, в конце пробега включаете спринт для развития скоростной выносливости. Сам он бегал ежедневно, по меньшей мере, 6 раз в неделю от 15 до 45 минут, покрывая от 2 до 6 миль, добавьте к этому 10—20 миль, которые он прокручивал каждый второй день на своем стационарном велосипеде. Кроме бега, он очень много внимания уделял развитию силы мышц брюшного пресса, он также делал многократные приседания, махи ногами и медленные поднимания ног.

Брюс ЛиБрюс твердо верил в необходимость постоянной «обработки» кулаков и ступней ног, добиваясь того, чтобы они стали эффективным оружием — суставы его кулаков были покрыты большими мозолями. Позже он перестал их увеличивать, почувствовав, что это лишь орнамент, который к тому же может оказать отрицательное влияние на функцию суставов. У него на стене был укреплен мешок с бобами, на котором он отрабатывал удары руками. Уникальным приспособлением у него был манекен, сделанный из тика, он его привез из Гонконга. В соответствии со своими методами, он добавил необходимые для него приспособления. Манекен был около 1,8 м высотой и 0,3 м в ширину. Он стоял на платформе 2,5Х2,5 м, прикреплялся к ней посредством металлической пружины, что естественно приводило к тому, что ответное движение манекена на удар Брюса было почти непредсказуемо. У манекена было две руки чуть ниже шеи и одна рука на уровне живота, длина их была более 0,6 м. У него еще была выдвинутая вперед и согнутая в колене металлическая нога. Руки манекена помогали Брюсу отрабатывать технику «пак сао» — «руки ловушки», а также для «чи сао» — «прилипающие руки». Необходимость выдвинутой ноги была вызвана тем, что с ее помощью Брюс учился автоматически ставить свою ногу таким образом, чтобы она ограничивала движения ноги оппонента, не давая ему нанести ею удары.

Он так же отрабатывал на этой ноге удары по голени и колену. Брюс имел в своем арсенале несколько различных мешков для отработки ударов. Тяжелый мешок он использовал для нанесения тяжелых ударов, которые он наносил целыми сериями, для того чтобы удержать противника в плохо сбалансированном положении, не давая ему возможности сосредоточиться для контратаки. У него был также мешок с мягким дном для ударов, направленных точно по прямой. «Если вы нанесете удар по траектории, хотя бы немного отличной от прямой, то мешок не вернется к вам» — объяснял он. Этот мешок был очень полезен для постановки ударов ногами. Поддерживаемый подвесками, работающими по принципу резины, мешок возвращался после удара с чудовищной скоростью, таким образом, Брюс или его ученик должен был быть предельно внимательным.

Он также в своих тренировках часто использовал листы обыкновенной бумаги. Он вешал листок на нужной ему высоте на тяжелую веревку или цепь. Цель такой тренировки: увеличивать скорость, одновременно добиваясь точной работы (координации всего тела для достижения максимальной мощи. Простой листок бумаги помогал ему отрабатывать хлыстообразное движение в ударах руками, а также в ударах йоко и махи ногами. Листок также помогал выбирать ему правильную дистанцию, но основной целью было достижение максимальной точности, а также взрывной силы. Очень эффектно выглядели его удары, которые он наносил по специальному набитому щиту. Кто-либо из его друзей или учеников держал этот щит и передвигался. Это позволяло ему учиться наносить проникающие удары по движущейся цели. Это было удивительное зрелище. Когда Брюс сам держал этот щит, а кто-нибудь из его студентов наносил удар, но я ни разу не видела, чтобы удар сотрясал Брюса. Но как только наступала очередь Брюса, то ученик, как правило, оканчивал свой полет в другом углу комнаты в полушоковом состоянии.

Ли увеличивал скорость и точность рук и пальцев до феноменальности. Его друг Адриан Маршалл описывает следующий пример ловкости рук, которой позавидовал бы фокусник: «Брюс положил в мою руку двухпенсовик, а затем сказал: «Посмотрим твою скорость». «Когда я захочу взять двухпенсовик, закрой кулак и посмотришь, успею ли я взять его». Он сделал одно движение, я закрыл кулак, затем другое — я снова закрыл. И в третий раз он тоже не успел взять двухпенсовик... В четвертый раз, правда, все происходило несколько быстрее, но когда я закрыл кулак, монета в нем все еще лежала, по крайней мере, я так считал. Открыв кулак, я увидел, что не только исчез двухпенсовик, в моей руке лежал пенс».

Другие друзья вспоминали подобные трюки, с помощью которых Ли демонстрировал поразительную скорость своей реакции. Толчок такой быстрый, что они не могли его заметить, и такой близкий к лицу, что человек чувствовал ветер, или просил товарища держать его руку подбородком и попытаться помешать Ли закрыть ему веки, но неизбежно веки были закрыты прежде, чем руку можно было перехватить, но так нежно, что подопытный кролик почти не чувствовал этого, такова была награда за интенсивные тренировки.

Коберн описывает тренировку, которую Ли называл «Мостом через пропасть». Необходимо было подойти как можно ближе к оппоненту, не получив удара, при этом требовалось, чтобы каждый не сводил глаз с другого. При этом появлялся унифицированный (объединенный) процесс, объединяющий бойцов в одно. Ли позволял Коберну дотронуться до него пару раз, чтобы продемонстрировать свою поразительную скорость и мобильность. «Следует подчеркнуть в Брюсе также и то, что сам он постоянно учился. Я думаю, что не было дня, чтобы он не приобрел чего-то нового. Он взрывался от энтузиазма, рассказывая о каком-нибудь ударе, который он только что изобрел – «бах-бах – посмотри на это, - восклицал он, - и я пытался… поток его энергии был как розга, всегда ослаблен до самого конца, сила приходила только с последним – ударом».

Сам Брюс особо подчеркивал, что наилучшим способом тренировки он считает свободный (без ограничений) спарринг, с использованием защитных приспособлений. «Для спарринга вы должны надевать удобные и надежные защитные приспособления. Тогда вы сможете научиться выбирать правильно момент и дистанцию для успешного нанесения ударов. Прекрасная идея — спарринговать с различными индивидуальностями — высокими, низкими, быстрыми, резкими, неуклюжими. Да, временами, неуклюжий неприятель может одолеть более классного, чем он бойца, потому что его неуклюжесть — это своего рода рваный ритм. Таким образом, самый лучший партнер — это резкий, сильный человек, который не ограничен никакими понятиями и рамками, это сумасшедший, который может сделать невесть что, он царапается, хватает вас руками, бьет ногами и т. д.».

Распорядок дня у Брюса был, как правило, следующим: подъем рано утром, разминка. Часто пробежка перед завтраком или «прогулка» в десять миль на стационарном велосипеде. Затем он расслаблялся, читая или смотря телевизор, играя с детьми. После раннего ленча он опять садился за книги, это время дня он проводил за чтением. После этого у него начиналась основная тренировка. Перед тем как включиться в тренировку, он обычно ничего не ел. В течение всего дня он практически никогда не сидел без движения. Даже во время чтения он постоянно передвигал одной рукой специальный стул, переворачивая страницы книги другой рукой. Он был своеобразным «перпетуммобиле» в человеческом обличье.

Брюс Ли никогда не отдыхал от таких упражнений. Друзья говорили, что они никогда не видели его в состоянии покоя. Даже когда он болтал за обедом или смотрел телевизор, он прижимал ладонь снизу к столу или напрягал мускулы бедер. Линда пишет, что она часто видела у него в одной руке книгу, а в другой «немой звонок». Или он вдруг вскакивал во время самой занимательной беседы, чтобы провести новое упражнение, которое только что пришло ему в голову. Джеймс Коберн рассказывает, что когда он летел самолетом с Ли, Ли по очереди ударял по столику перед креслом кулаком. Когда Коберну это стало действовать на нервы, и он сделал замечание, Ли извинился: «Прости, друг, я должен держаться в форме».

Из всех естественных упражнений, т. е. упражнений, не требующих специального оборудования или специальной подготовки, применяемых Ли, очевидно, самыми полезными были изометрические упражнения. Изометрическое упражнение — это упражнение, при котором мускулы совершенствуются применением их против неподвижного объекта, например, стены. Ли простаивал часами и более, прижимая тыльную часть руки к балконным переплетам (чтобы понять эффект, испытайте на себе это упражнение 3—4 минуты или в течение часа и более).

Ли применял изометрические упражнения для развития большей части мускулов своего тела. Особо эффективным способом введения напряжения для наибольшего количества мускулов в одном упражнении является изометрический барьер, который он изобрел для своего спортзала. Это был металлический прут, плотно крепящийся посредине, который можно было установить между двумя вертикальными перемычками, обычно под уровнем плеча. Ли нагибался под ним, опирался плечами и затылком и тянул вверх, при этом работали бедро, плечи и мышцы живота. Если он клал руки по сторонам опор и толкал, тогда в работу подключались и мышцы руки. Ли называл свои руки и ноги, ступни и кисти «орудиями производства». Постоянно проделывал много упражнений для поддержания их в рабочем состоянии. Говоря об упражнениях, применяемых им, он настаивал: «Тренировка должна быть функциональной, она должна быть близкой к действительности».

В 1965 году Брюс напишет: «В искусстве Кунг-Фу существуют три стадии. Первая — примитивная, т.е. стадия полнейшего незнания. Вторая — стадия автоматизма, когда разум захвачен еще анализом различных движений. И третья — стадия непосредственного действия, когда вместо того, чтобы навязывать свой стиль противнику, приспосабливаются под его технику, проанализировав ее слабые и сильные стороны, а затем воссоединив все вместе, по возможности улучшив».

В его усилиях поддержать совершенное здоровье были аспекты, абсолютно не приемлемые для других, например, справедливо отдавая должное тому, что он поест, Ли полагал «Вы то, что вы едите», следовательно, необходимо было исключить табак и алкоголь. Все же диета Ли часто оставляла желать лучшего. Казалось, периодами он почти целиком сидел на витаминных таблетках, то ничего не ел, кроме бифштекса, то пил бычью кровь.

Роберт, его брат, описывает прибытие в Америку и встречу в аэропорту с Брюсом, который с выражением ужаса отступил назад и воскликнул: «О боже, ты же костлявый! Никому не говори, что ты мой брат, а то мне будет стыдно».

Младшего Ли немедленно препроводили в дом брата в Бел Эйр. На следующее утро его разбудили рано, вручили теннисные туфли и заставили пробежать три мили. Вскоре Брюс посоветовал подходящую диету для Роберта, который почему-то вовсе не был благодарен.

«Боже, это была поистине мука. Брюс был похож на ефрейтора, он каждый день делал смесь собственноручно, чтобы убедиться, что я это выпиваю. Она состояла из молока, белковой муки для быстрого набирания веса, бананов, мороженого, яиц вместе со скорлупой и ананасового масла. Он заставлял меня выпивать кварту этого каждый день (2,25 л.)».

Квинтэссенцией физической формы, первым витком спиралевидной пружины, от которого все новички должны идти к состоянию готовности для изучения искусств боя, является совершенство дыхания. Однако, как просто это ни звучит, искусство дыхания очень сложно и требует много времени. Обычно большинство (очевидно, и сам Брюс Ли до того, как Ип-Мэн взял его в руки и открыл молодому ученику свои секреты) дышит слишком мелко, большинство дышит от груди, мы же должны дышать от живота. Преимущество использования диафрагмы, а не торса при выдыхании и вдыхании воздуха, прежде всего в том, что в первом случае легкие опустошаются и наполняются более эффективно и полно. Практические медицинские блага этого очевидны, но результаты этого упражнения для начинающего гораздо глубже. Глубоко вдыхая через нос и выдыхая через рот, при этом следя за тем, чтобы грудь оставалась спокойной и не двигалась, а живот при этом не работал, боец увеличивает свой запас КИ, со всеми преимуществами мощного внутреннего покоя, который все это обеспечивает.

Брюса Ли не будут вспоминать как диетика, да и не нужно этого. Тело его было как образец мускульной грации. Он избежал перетренированной неуклюжести, свойственной штангистам, или фигуры мистера «прекрасное тело», или непривлекательных мышц спартанского бегуна на длинные дистанции. Тело Ли было инструментом первобытной красоты. Для чего он и предназначал упражнения для работы с ним (к счастью, записанные и дошедшие до нас в интервью, статьях и частных воспоминаниях). Такое физическое развитие, как Ли убежденно указывал, само по себе, однако, не является завершением. Как он говорил об этом: «Вот палец, указывающий на луну. Не принимайте, пожалуйста, палец за луну. Не напрягайте свой палец и не пропустите прекрасного вида неба. В конце концов, полезность этого пальца в том, что он указывает на свет, освещающий палец и все остальное».

У Брюса было твердое убеждение в том, что правильное понимание воинских искусств может быть достигнуто только на основе индивидуальной работы с учеником, и это явилось одной из главных причин, почему он отказался от своей первоначальной идеи организовать цепь школ кунг-фу. То было одним из талантов его как учителя, что ему было необходимо, прежде всего, заставить человека включить свое сознание с тем, чтобы воспринимать даваемые ему идеи. То, что я привожу ниже, является лишь одним из приблизительных, персональных тренировочных планов Брюса. Он не был разработан для учеников, поэтому Брюс изменил его там, где это было необходимо. Как только его студент осваивал очередную высоту, ему тут же индивидуально предлагалось что-то новое и адресованное специально ему.

Вариант 1
(понедельник, среда, пятница)
1. Прыжки со скакалкой
2. Наклоны и вращения
3. Прогибания в пояснице (кошачьи потягивания)
4. Прыжки в шпагат
5. Приседания
6. Удары ногами в голову

Вариант 2
(понедельник, среда пятница)
(предплечье, кисть, талия)
1. Вращение туловища
2. Вращения, сгибания, разгибания в кистях
3. Вращения в коленных истцах
4. Наклоны туловища в стороны
5. Скручивание кистей с грузом

Вариант 3
(вторник, четверг, суббота)
1. Упражнения на растягивание связок и мышц ног
2. Махи ногой в стороны
3. Прыжки, прижимая бедра к туловищу
4. Вращения плечами
5. Растягивание паховых мышц и связок
6. Вращение кистей

Вариант 4
(вторник, четверг, суббота)
1. Махи ногами
2. Скручивания кистей
3. Приседания с одновременным вращением
4. Подъем ноги с согнутым коленом
5. Укрепление мышц брюшного пресса
6. Работа на укрепление кистей (вращения с отягощениями)

Тренировка и развитие силы
- Прыжки вверх из приседа
- Старт из низкого приседа
- Подъем вверх на пальцы ног
- Сталкивания
- Приседания
- Рывки руками
- Ходьба и прыжки в стороны в приседе
Прыжок в шпагат
Удары с отягощениями

Он также разработал программу для поддержания хорошей физической формы своих учеников.
- Прыжки в шпагат
- Отжимания от пола
- Бег на месте
- Вращение плачей
- Удары ногами в голову
- Приседания и вращения в коленях в глубоком приседе
- Махи ногами в стороны и медленное поднимание ноги в сторону
- Вращение туловища
- Укрепление мышц брюшного пресса

© 2010
Sergey Lee
Яндекс цитирования
E-mail sergeylee85@ya.ru