|
Навигация по сайту
|
Дзигоро Кано
Создатель первого Кодокан Дзюдо, Кано Дзигоро, был рожден в 1860 году в Микагэ, маленьком приморском городке, недалеко от Киото («столица Мира и спокойствия») когда-то - столица Японии). Семья Кано принадлежала к великому древле самурайскому роду, это послужило причиной тому, что Кано с детства получал комплексное воспитание, был старательным в учениях и усидчив. После окончания школы, в 1971 году, Кано с родителями переехал в Токио и поступил в местный императорский университет.
Будучи физически слабым ребенком Дзигоро довольно часто становился жертвой уличных забияк, которые его безжалостно избивали. Из-за этого он стал искать возможность поправить свое слабое здоровье. Он начал себя физически воспитывать, занимаясь греблей, гимнастикой, бейсболом и туризмом. Спустя 2 года он удовлетворенно отметил, что стал вполне здоровым.
Тем не менее, основным переломом в его жизни стал период, когда он решил заняться Дзюдзюцу (Джиу-джитсу). Именно в университете, практикуя Дзюдзюцу, Кано проникся желанием гармоничного развития духа и тела.
В 1877 году он поступил в школу Тэндзин Синъё-рю, руководимую Фукудой Хатиносукэ, бывшим воспитанником Исо Матоэмона. В эпоху Мэйдзи школа Тэндзин Синъё-рю была лишена какой-либо боевой направленности, однако сохранила репутацию эффективной системы самообороны. Кано был одним из лучших учеников Фукуды, несмотря на большие требования и физические нагрузки. Его интерес к Дзюдздюцу рос с каждым занятием. Особенностью этой школы считались атэ-вадза (”удары“), и катамэ-вадза (”захваты“). Разорванная на куски уваги (тренировочная куртка) Дзигоро, хранимая до сих пор семьей Кано как одна из реликвий, показывает то рвение, с каким он отдавался тренировкам. Он часто травмировался на занятиях, а вне додзё знакомые предъявляли ему претензии за самолечение полученных ран. Они жаловались на очень дурно пахнущие (запах был настолько силен, что о присутствии Кано узнавали еще не видя его самого) “кановские мази” - смеси, которыми он покрывал свои травмы.
Со смертью Фукуды и его приемника Исо Масатомо Кано был вынужден продолжить обучение в ином месте - Кито-рю, где его наставником стал Иикубо Цунэтоси. Ран - система, которой обучал Иикубо сильно отличалась от Джиу-джитсу других рю. Иикубо больше уделял внимание абстрактной символике в связи с физической техникой, нежели физическими нагрузками. Основной упор в школе Кито-рю делался на нагэ-вадза (”броски“).
Конечным, усиленным действием занятий в институтах Тэндзин Синъё-рю и Кито-рю явилась становящаяся все более сильной жажда знаний о Дзюдзюцу. Кано стал рассматривать с научной точки зрения другие течения классического Будзюцу, в частности - методы борьбы без оружия.
В то время в Японии большинство населения было настроено против традиционных институтов, верований и обычаев. Дзигоро расстраивало то, что классическое Дзюдзюцу по этой причине стало не в милости. А с угнетением самого Дзюдзюцу притуплялся и престиж многих признанных его мастеров. Из-за этого Кано твердо решил вернуть Дзюдзюцу бывалую славу…
Исполнение поставленной перед собой задачи Дзигоро начал с изменения Дзюдзюцу на свой особый лад, так, чтобы для общества эпохи Мэйдзи оно было привлекательным и полезным. В 1882 году он уже выступал со своей синтезированной системой. Эту систему Кано назвал Кодокан .
Кодокан Дзюдо является очень неоднородной системой. Кано явно стремился сделать ее орудием для мити-о осамэру (”овладения путем“). Он целенаправлено выбрал слово “Дзюдо“, для того, чтобы подчеркнуть значимость философской части “до” как “пути к человечности“. Дзигоро видел в Дзюдо систему совершенствования личности и общества в первую очередь, в то время как другие были уверены, что истинное назначение Дзюдзюцу - подготовка человека к безжалостной борьбе на смерть. Но, тем не менее, Дзюдо показало, что не только имеет право на существование но и может внести новую волну в мир Будзюцу, как гармоничное и благородное боевое искусство.
В 1909 году Кано стал тренером Международного олимпийского комитета, а в 1919 - назначен президентом Японской атлетической организации.
В последующие годы Дзигоро Кано вложил свои усилия в развитие теории духовного стержня Дзюдо. Результатом проделанной работы стало создание Культурного общества Кодокан в 1922 году.
4 мая, 1938 года, Кано умер от воспаления лёгких, во время путешествия домой из Европы в Японию. На тот момент ему было 77 лет.
|
|