Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Мияги Тёдзюн

Мияги Тедзюн - (1888-1953) - известнейший окинавский мастер Kаратэ, основатель стиля Годзю-Рю. Родился он в семье обеспеченных родителей в городе Наха. Юный Тедзюн был от природы физически крепким мальчиком и отличался буйным характером. В 1899 году, когда ему исполнилось одиннадцать лет, его мать попросила известного мастера Kаратэ Рюко Аракаки принять Тедзюна в ученики.

Это было смутное время так называемой Реставрации Мэйдзи, когда шел слом старой феодальной системы. Многое, например, вся структура общества и идеологическая концепция государства, резко изменились. Мать Тедзюна, глядя на все это, пришла к выводу, что мужчине необходимо быть закаленным и физически, и духовно. Вот почему она настояла на том, чтобы Тедзюн начал заниматься Kаратэ.

Когда юноше исполнилось 14 лет, наставник представил Тедзюна своему другу, мастеру Канре Хигаонне, и предложил взять этого парнишку в ученики. Стать учеником Хигаонны значило удостоиться большой чести, поэтому многие стремились изучать Kаратэ у этого известного мастера. Но Хигаонна принимал не всех: он предпочитал сначала присмотреться к характеру и качествам претендентов, проверить их целеустремленность и серьезность намерений постигать Путь. Немногие и из тех, кто начинал заниматься у него, оставались, вынеся огромнейшие нагрузки...

Тедзюн Мияги выдержал первое испытание: долгое время он не занимался ничем, кроме работ по дому и саду. Ему, отпрыску знатного рода, приходилось, не покладая рук работать по хозяйству: он убирал в доме, чистил и мыл полы, приносил воду, ухаживал за растениями в саду и многое-многое другое. Делал он это с большим энтузиазмом, и вскоре у Хигаонны не осталось и тени сомнения в том, что перед ним человек искренний, с чистыми помыслами, не чурающийся даже грязной работы и настойчивый в достижении своих целей...

Став учеником прославленного мастера, Мияги заслужил уважение и своих товарищей, таких же, как и он учеников в додзе мастера Хигаонны. Среди них были Симпан Сирома (1890-1954), Корю Утинади, Канкэн Тояма (1888-1966), а также лучшие друзья Мияги - Кенва Мабуни (1889-1952), Дзюхацу Кеда (1887-1969) и Сэйко Хига (мастер, который по смерти Тедзюна Мияги занял место лидера в Годзю-рю каратэ-до). Они, а также многие другие, помогали ему осваивать нелегкое искусство воина. Мияги продолжал тренироваться под руководством своего учителя Канре Хигаонны вплоть до смерти мастера в 1916 году. Только на некоторое время он оставлял Учителя, когда его забрали на службу в армию. После смерти Хигаонны Мияги провел несколько лет в Китае совершенствуя свои познания в боевых искусствах.

Вернувшись в 1917 году на Окинаву, отдав изучению Kаратэ более двадцати лет жизни, Мияги наконец приступает к созданию своей школы, приводя свои знания и умения в стройную систему. В это самое время он приглашен инструктором в полицейский тренировочный центр. Как и другие мастера Oкинава-тэ в ту пору, в основу обучения Мияги кладет отработку традиционных ката. Правда, сами по себе, эти ката значительно отличались от тех, что преподавали Мацумура, Адзато и Итосу, и на которых базировалось их направление - Серин-рю.

Вернувшись из своей первой поездки в Китай, Мияги постоянно отрабатывает лишь два основных ката, считая их базой для соединения физической и духовной практики боевых искусств - Тэнсе и Сантин, в основе которых лежат достаточно простые удары и круговые блоки, но все это базируется на сложной дыхательной работе и особых методах концентрации сознания. Особое внимание уделяет Мияги боевому применению элементов ката - "бункай", требуя в полную силу проводить не только удары и блоки, но даже заломы и удушения, которые тогда активно применялись в окинава-тэ.

Он же вводит в практику обучения одну из форм тренировки, которая встречается в китайских школах Ушу - "тэ-тотимати". Она заключается в проведении учебных поединков в полный контакт, перед началом которых оба партнера оговаривают, какую конкретно технику будут применять. Например, они договариваются о нанесении ударов только руками в живот в полный контакт или ударов ребром ладони - сюто. Это стало прообразом "поединков на один удар" в полный контакт - дзю-иппон-кумитэ, которые сегодня практикуются практически во всех стилях Kаратэ. Бойцы имеют право нанести только один удар, скажем в живот, но в полный контакт.

Также, Мияги считает необходимым, чтобы все его ученики умели вести реальный поединок, и в этом он вновь следует китайской традиции, нарушая старые методы обучения Окинавы - не проводить свободных поединков. Но Мияги много времени провел в Китае, его учителем был Хигаонна, тело которого было вообще не восприимчиво к ударам, и вот в школе Мияги появляется новый вид поединков - "икукуми". Один боец нападает на другого, нанося удары в полную силу, другой же имеет право только защищаться и не контратаковать. Таким образом, Мияги вырабатывает у своих последователей психологическую устойчивость к ударам. Ведь зачастую даже сильный каратист проигрывает из-за того, что теряется под градом ударов, будучи не в силах ни защищаться, ни грамотно провести контратаку. А вот ученики Мияги могли в течение часа обороняться от сильных партнеров, которые сменяли друг друга каждые десять минут.

Мияги, следуя наставлениям Хигаонны, советует ставить блоки только от опасных ударов в голову, в шею и в пах, а все остальные принимать на корпус, а еще - лучше просто уходить от таких ударов. Но все же техника мягких уходов с линии атаки в школе Мияги отработана значительно хуже, чем в Серин-рю, и его последователи в основном надеются на внутреннюю энергию и физическую силу, которые вырабатываются благодаря специальным методам Мияги. Причем сам Мияги утверждает, что удар на тело можно принимать не столько благодаря мощному мышечному покрову, сколько умению использовать свое внутреннее "ки" и отбирать его у противника. И в этой концепции ощущается сильное влияние китайского Ушу, а точнее - раздела нэйгун ("внутреннее мастерство") или Цигун ("достижение мастерства в управлении энергией ци"), который содержит хитроумные методики развития энергетических способностей.

В основу преподавания Мияги кладет также несколько ката Фукю, которые, по всей видимости, он создал сам на базе коротких связок китайского Ушу. Он считает, что благодаря Фукю неофитам будет проще осваивать базовую технику. Примечательно, что сегодня в точности никто не знает, как конкретно выглядели эти ката (или одно ката). Существует немало их вариантов, например, в школах окинавского, японского и даже гавайского Годзю-рю, причем каждая утверждает их "абсолютную истинность".Приём из школы Мияги Тёдзюна Отголоски Фукю мы встречаем сегодня в ката Гекисай и Хокю в окинавском стиле Серэй-кай (не путать с древним стилем Серэй-рю, хотя между ними много общего), которым руководит Тогути. Многие предполагают, что возможно стабильной формы у Фукю не было, а под этим названием у Мияги фигурировали просто короткие базовые связки. Мияги был первым мастером, который создал школу в современном ее понимании. Авторитет его на Окинаве не подвергался никаким сомнениям. Надо заметить, что по своим манерам и духовному облику Мияги заметно выделялся даже среди окинавских мастеров той эпохи, с которыми он неизменно поддерживал тесную дружбу: Мабуни Кенва, Гима Макото, Киан Тетоку (ученик Мацумуры Сокона, в то время - патриарх Томари-тэ), Кэнцу Ябу, Тибана Тосин (ученик Итосу Анко, в то время - патриарх Сюри-тэ и признаний лидер Серин-рю).

Невысокого роста, чрезвычайно широкий в плечах, с немного вытянутым лицом Мияги неизменно привлекал к себе взоры окружающих. Вот как описывает его Ямагути Гогэн - человек, которому было суждено продолжить дело Мияги в Японии: "Дыхательные ката Мияги были очень красивы и в то же время ужасны. Это напоминало рев тигра, который вырывает сердце у своего врага. На Окинаве Мияги выходил ночью на берег моря и выполнял дыхательные комплексы лицом к штормовому прибою приближающегося тайфуна. Он продолжал совершенствоваться в ката Сантин, даже если жестокий ветер валил его с ног. Говорили, что когда он применял свою силу полностью, то мог удержать быка своими руками и содрать с него шкуру, будто разрывал кусочек бумажки. Господин Мияги был гармонично развит как физически, так и духовно".

Несмотря на долгие часы работы на макиваре у Тедзюна Мияги не было видно грубых мозолей на костяшках кулаков, и связано это с тем, что большое внимания он уделял техникам защиты и атаки открытой ладонью. Излюбленными приемами контратаки у мастера были захваты, а также тычки пальцами в глаза противника и по жизненно важным органам. Один из его учеников, Мэйтоку Яги (10 дан, глава организации Мэйбукан) вспоминает: "В старые добрые времена говорили, что время в бою, потраченное на то, чтобы сжать кулак - это время, потерянное зря".

В 1928 году Мияги отправляется в Японию с целью пропаганды своеи школы начинает преподовать каратэ в Императорском Университете в Киото, затем в Кансайском университете, а потом в Рицумэйкане г. Киото. В 1934 году Мияги стал постоянным представителем Окинавы в "Дай Ниппон Бутокукай". В результате его деятельности Kаратэ было официально признано одним из видов боевых искусств Японии. В январе 1936 года Мияги сказал в своей лекции под названием "Размышления о каратэ-до": "Времена закрытого обучения технике Kаратэ миновали, наступило время политики открытых дверей. Будущее Kаратэ представляется весьма многообещающим. Я уверен в том, что необходимо отказаться от политики секретности вокруг Kаратэ на Окинаве, и мы должны открыть это искусство для всего мира." В том же году Мияги был награжден медалью "За выдающиеся достижения в боевых искусствах" Министерством образования Японии, а в 1937 году ем присвоена степень "Кеси" от "Дай Ниппон Бутокукай".

Впоследствии Мияги преподает Kаратэ в полицейской академии города Наха. У Мияги было много учеников. Он прекратил занятия только на период с 1944 по 1947 год, когда Япония ввязалась во Вторую Мировую. С наступлением мирного времени в додзе мастера вернулись его прежние ученики (те, кто выжил) и поступили новые. Умер он 8 октября 1953 года от инфаркта миокарда. Можно сказать, что Мияги на Окинаве был тем же, кем был Фунакоси в Японии. Продолжателем дела Мияги в окинавском Годзю-Рю стали его ученики - Хига Сэйко, Яги Мэйтоку и Миядзато Эйити.

© 2010
Sergey Lee
Яндекс цитирования
E-mail sergeylee85@ya.ru