Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Конфуций

Конфуций (кит.Кун-Цзы, реже кит.Кун Фу-Цзы) — древний мыслитель и философ Китая. Родился 28 сентября 551 г. до н.э. в царстве Лу. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Конфуций Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода (по другим данным-чиновником). В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка по имени Янь Чженцзай из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

После смерти мужа, опасаясь ярости законной жены, мать вместе с трёхлетним Конфуцием бежит из дома. Он с ранего детства живя в бедности много работал. Но маленького Конфуция постоянно тянуло к книгам той эпохи. Он пришёл к осознанию, что совершенный, добродетельный человек обязательно должен быть образованным. Поэтому юный Конфуций начал усердно и подолгу заниматься самообразованием и самосовершенствованием. В результате чего, он уже к 17 годам занимал должность мелкого чиновника в царстве Лу (совр. провинция Шаньдун).

С досадой взирая на несовершенство морали у представителей власти, Конфуций уходит со своей должности, и в сопровождении своих учеников отправляется в путь по всей Поднебесной, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Последователи и ученики Конфуция составили книгу, на основе нравствунно-духовного учения их наставника "Лунь Юй"(Беседы и Суждения). Она приобрела очень большую популярность среди почитателей Конфуция.

Идеология Конфуция.

Гуманность(Жень)-первое и наиболее ценное качество личности, которое достигается в процессе образования.
Пять постоянств праведного человека (цзюнь-цзы)
Жэнь — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чем заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.

Конфуций И — «правда», «справедливость». Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.

Ли — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, напр. почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ - Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального организма.

Чжи — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.

Синь — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли. Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

Изречения Конфуция, записанные его учениками.

Конфуций сказал: — В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры.

Учитель говорил: — Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Не печалься о своём несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.

Учитель сказал: — Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.

Учитель сказал: — Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Учитель сказал: — Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.

Учитель сказал: — Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом.

Кто-то сказал: — Юн человечен, но лишён красноречивости. Учитель ответил: — Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость?

Учитель сказал: — Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.

КонфуцийВ своей деревне Конфуций казался простодушным и в речи безыскусным, а при дворе и в храме предков он говорил красноречиво, хотя и мало.

Когда входил в дворцовые ворота, казалось, изгибался весь, словно в них не помещался. При остановке не вставал посередине и проходил, не наступая на порог. Подходя к престолу, он как бы и в лице менялся, и ноги у него будто подгибались, и слов ему, похоже, не хватало. Вот, подобрав полу, он поднимался в зал, казалось, весь изогнутый, и, затаив дыхание, словно не дышал. Когда же выходил из зала и спускался на одну ступень, его лицо выражало облегчение и он казался удовлетворённым. Спустившись с лестницы, спешил вперёд, растопырив руки, словно крылья, и с благоговейным видом возвращался на своё место.
[[Он не садился на циновку, постланную криво]].

Учитель сказал: [[Если личное поведение тех, [кто стоит наверху], правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, [кто стоит наверху], неправильно, то хотя приказывают, [народ] не повинуется]].

Когда у него сгорела конюшня, Учитель, вернувшись от князя, спросил: — Никто не пострадал? О лошадях не спросил.

Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил: — Быть человечным — значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности. — А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань. Учитель ответил: — Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу. Янь Юань сказал: — Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов.

Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил: — Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец и сыном — сын. — Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? — ответил князь.

Кто-то спросил: — Что если за зло платить добром? Учитель ответил: — А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.

Учитель сказал: — Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь.

Учитель говорил: — Лишь та — ошибка, что не исправляется.

Забота, то есть внимание к другим, - это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.

Не делай другим того, чего не хотел бы испытать сам.

Конфуций Пусть твои явленные желания будут направлены на добро - и народ будет добрым.

Знать, что нужно сделать, и не делать этого - худшая трусость.

Тот, кто желает сохранить добро других людей, уже сохранил свое собственное.

Искренность и правдивость - основа всех добродетелей.

Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.

Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь.

Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми.

Подлинная доброта в том, чтобы любить своего ближнего.

Благородный муж всегда думает о добродетели; простолюдин думает об удобстве.

Тот, кто превыше всего любит своего ближнего, служит небу самым священным образом.

Нелегко встретить человека, который отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост.

Благородный человек ставит на первое место долг. Сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду, поэтому людям не надоедают его приобретения.

Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.

Рядом с благородным мужем допцскают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, - это опрометчивость; не говорить, когда слова бы до него дошли, - это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, - это слепота.

Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними - те, которые избежали соблазнов плоти, за ними - те, которые смогли избежать злословия.

Почтительный сын - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами?

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве можно достичь мудрости, если не жить в его краях?

При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков).

Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

Не происходит изменений лишь в высшей мудростью и низшей глупостью.

Ныне почитать родителей - это значит уметь кормить. Но и лошади могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.

Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.

Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.

Полезных друзей три и вредных три. Полезные друзья - это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья - это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной проступок.

По своей природе люди близки друг к другу; по своим привычкам люди далеки друг от друга.

Посмотрев на поступки человека, взгляни на их причины, установи, вызывают ли они у него беспокойство. И тогда сможет ли человек скрыть, что он из себя представляет?

Посылать людей на войну необученными - значит предавать их.

Мы доверяем своим глазам - но и им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце - но и на него не стоит полагаться. Запомните же ученики: поистине не легко познать человека!

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

Не говорить с человеком, с которым можно говорить, значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить, значит терять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.

... Не дружи с теми, что тебе не равен и не бойся исправлять свои ошибки.

Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.

Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении.

Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей.

Не печалься о том, что никто не знает тебя, А стремись быть тем, кого могут знать.

Не усвоив приличий, не утвердишься.

К молодым людям нельзя относиться с высока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

Когда видишь мудрого человека, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь человека, который не обладает мужростью, взвесь свои собственные поступки.

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.

Когда определится взгляд на вещи, то будет приобретено знание, то воля будет стремиться к правде; когда стремление воли удовлетворено, то сердце сделается добрым; когда сердце сделается добрым, то будет приобретен нравственный взгляд на вещи, ведущие к добродетели.

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрасти честно, следует их избегать.

Молчание - верный друг, который никогда не изменит.

Мудрец стыдиться своих недостатков, но не стыдиться исправить их.

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно.

Красивые речи вредят морали. Когда нет желания заниматься малыми делами, это вредит большим замыслам.

Кто ненавидит то, что лишено милосердия, тот проявляет милосердие.

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.

Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.

Кто распространяет слухи, тот отбросил добродетель.

Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?

Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожить его.

Знающему далеко до любящего, Любящему далеко до радостного.

Из всех преступлений самое тяжкое - это бессредечие.

Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека - познаешь степень его человечности.

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердости духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность - вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?

Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

Если, взглянув на свои поступки, [видишь], что стыдиться нечего, то отчего же еще можно печалиться и испытывать страх?

Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.

Если сам прям, то все исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если прикажут.

Если у вас есть возможность явить милосердие, не вперед даже учителя.

Если у тебя не будет дурныx мыслей, не будет и дурных поступков. Быть высоконравственным и значит быть свободным душой. Постоянно гневающийся на кого-нибудь, беспрестранно боящийся чего-нибудь и всецело предающийся страстям не может быть свободен душой. Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.

Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием.

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Да не ослепляет тебя ни дружба насчет недостатков твоего друга, ни ненависть насчет хороших качеств твоего друга.

Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдуться соседи.

Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.

Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.

Благородный муж стремиться говорить косноязычно, а действовать искусстно.

Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.

Благородный человек предъявляет требования к себе, низкиний человек предъявляет требования к другим.

Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семействе не будет недовольства.

...Доброта дает возможность повелевать людьми.

Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле и быть голодным. Он может посвятить себя учению - и принимать цедрые дары. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.

Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий ищет себе подобных.

Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Благородный муж не стремиться есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведующий долга, может пуститься в разбой.

Нелегко встретить человека, который отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост.

Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?

Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь - СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ.

Человек заболевает по многим причинам: некоторые заболевают от простуды, некоторые от усталости и горя. Если из ста ворот закрыть лишь одни, то разве можно на этом основании считать, что грабитель не сможет пробраться в дом.

Добродетель мудрецов напоминает собой путешествие в дальнюю страну и восхождение на вершину: идущие в дальнюю страну начинают свой путь с первого шага; восходящие на вершину начинают с подножия горы.

Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела.

Будьте строги к себе и мягки к другим . Так вы оградите себя от людской неприязни.

Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - это самый тяжелый.

Достойный человек не идет по следам других людей.

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

- Ты считаешь меня много-ученым? - спросил как-то Конфуций ученика.
- А разве нет? - ответил тот.
- Нет, - сказал Конфуций, - я лишь связываю все воедино.

Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем.

Учитель сказал: "Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду". Я слышал такие слова и видел таких людей. "Я живу в уединении, дабы достичь своей цели, и следую должному, дабы предотвратить свою правду". Я слышал эти слова, но никогда не встречал такого человека.

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть. Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.

Человек, лишенный человечности, не будет находиться долго в стесненных обстоятельствах, но он также не будет долго пребывать в праздности.

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих.

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

© 2010
Sergey Lee
Яндекс цитирования
E-mail sergeylee85@ya.ru