Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Буза

Буза — боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также бой с оружием. Базлов Г.Н. Борьба распространенная на северо-западе Росиии, на территории современной Тверской, Псковской, Вологодской, Новгородской областей. Существовало множество названий этой однородной традиции, Буза – это одно из самых распространенных. Часто отсутствовало название собственно борьбы, его просто не было и традицию в разных местах именовали по тому, как называлась боевая пляска, под которую проходило ломание, драка. Вот перечень некоторых названий боевых наигрышей, по которым называли так же и бойцовскую традицию: буза, галаниха, семьдесят четвертая, шараевка, веселого, потешного, под-драку, на-задор, скобарь, горбатого, собака, мамонька…

«Буза» было названием наиболее распространенным и, наряду с бойцовским наигрышем и пляской обозначало одновременно драку и технику боя. Этимология слова буза: в современном русском языке употребляется два слова «буза» разного происхождения. Одно – тюркское обозначающее распространенный на Кавказе вид пива. Это слово было заимствовано русскими и применялось уже как название некоторых традиционных видов русского пива. Прямого отношения к названию борьбы это слово не имеет.

Другое – славянского происхождение от корня «буз»-«буск»-«бузк». В восточнославянских языках, круг значений слов образованных от этого корня связан со значением «бить»: «бузкать» - диалектное «бить», бузовка – плётка, буздыга – дубина для драки. В западнославянских чаще со значением «бушевать»: огонь бузуе (польское), что значит: огонь бушует. Так же в восточнославянских диалектах словом «бузует» описывают процесс брожения молодого пива, клокотания кипящей воды, биение родникового ключа или народные волнения. Кратко можно ограничить круг значения этого слова в славянских языках как «биение», «бушевание», «клокотание». Довольно точно иллюстрируют этот исходный смысл слова «буза» бойцовские частушки, исполнявшиеся под драку:
Побузиться, побузиться Побузиться хочется!
Молодая кровь, горячая На волю просится!
Побузиться, побузиться Побузиться хочется!
А по совести сказать, Так мне побиться хочется!
Существует интересное предположение лингвистов о том, что славянское «буск» восходит к некой индоевропейской праоснове и родственно корню «boks» - «box». В современных романских и германских языках, эта корневая основа породила название разнообразных видов европейского бокса. Таким образом получается, что буза и бокс – слова однокоренные.

Начиная с 1987 года Буза собиралась в этнографических экспедициях исторического факультета Тверского Государственного Университета, материалы анализировались и систематизировались. В 2002 году в МГУ на кафедре этнологии исторического факультета была защищена кандидатская диссертация на тему «Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников». Диссертация написана по материалам более чем 12-ти летних экспедиций. Автор – Базлов Григорий Николаевич. Научный руководитель – доктор исторических наук Заседателева Лидия Борисовна. Председатель диссертационной комиссии – академик, Янин Валентин Лаврентьевич. С 1990г. бузники стали активно сотрудничать с Российским Фольклорным Союзом углубляя свои знания отечественной традиционной культуры. В начале 90х годов ХХ века Буза стала не только направлением традиционного русского рукопашного боя, но и общественным движением, объединяющим исследователей и любителей русского традиционного боевого искусства из различных регионов России (более 20 областей) и зарубежья. Тогда же в 90х Буза была проверена в горячих точках и взята на вооружение отрядами специального назначения разных министерств и ведомств. Сегодня несколько десятков подразделений специального назначения (СПЕЦНАЗ) постоянно практикуют технику Бузы как надежную и эффективную. На сегодняшний день исследования бузовской традиции и практики, поиск наиболее эффективной методики преподавания Бузы ведет Центр Традиционного Русского Боевого Искусства (ЦТРБИ), президент центра Базлов Г. Н.

Исторические свидетельства о Бузе как о боевом искусстве: Самое раннее литературное упоминание о Бузе как о боевом искусстве содержится в произведении Баркова Ивана Семеновича «Ода кулашному бойцу», в котором рассказывается о том как бузник (боец владеющий Бузой) побивает в единоборстве известного кулачного бойца графа Алексея Орлова-Чесменского. Это произведение можно с высокой вероятностью датировать 1750-м годом. То есть в 18-м веке Буза была весьма распространена и популярна. Однако, этнологический анализ характера и содержания обрядов кулачных бойцов сохранившихся в бузовской традиции позволяет утверждать, что истоки традиции восходят как к временам новгородских повольников (ушкуйников) - 12-13 век, и намного древнее к временам родовых славянских дружин.

Техника Бузы, характеристика разделов: Собранная в разных регионах северо-западной России техника Бузы была разнообразной. Нередко в соседних деревнях отдавалось предпочтение разным стратегиям ведения боя, однако везде присутствовало общее техническое ядро, иногда варировавшееся, но легко угадывающееся в техники каждого бузника. Технику можно разделить на состязательную и прикладную. Состязательная применялась на дружеских встречах во время престольных праздников сопровождавшимися борьбой, палочным и кулачным боем. В этой технике, как в спорте были недопустимы технические действия, приводившие к тяжелым травмам. Правилами в этих состязаниях служил «уговор» - договор бойцов о том, как они будут проводить поединок. Уговоры обычно происходили перед каждым поединком и свято соблюдались. Нарушившие уговор наказывались бойцами обеих сторон. Уговор мог запрещать, например, бить в пах и затылок, бросать на голову, ломать пальцы, бить палкой по голове и тому подобное.

В боевой же технике ни когда не бывало уговора, применялось все, что приносило победу. Однако существовали и некоторые этические ограничения, которые иногда, против «своих», соблюдались и в применении боевой техники. Например: поговорка: «своих режем – чужих колем» регламентировала нанесение опасных колющих ударов ножом в драке против «своих».

По применению оружия можно разделить бузу на:
1. Ножевой бой.
2. Палочный бой.
3. Метание.
4. Стрельбу.
5. Бой специальными приспособлениями и подручными средствами.

В безоружной технике можно выделить основные разделы:
1. Ударная техника.
2. Бросковая техника.
3.Способы травмирования переломами, вывихами, ущемлениями, удушениями, другими болевыми воздействиями.
4. Специальная и плясовая акробатика.

Специальный раздел: В этом разделе изучаются специальные методы управления вниманием и сознанием, позволяющие сделать прикладную технику бузы наиболее эффективной. К этому же разделу относится и освоение боевого пляса, ночного бега, выживание в экстремальных условиях природной среды, оздоровительные упражнения и народная медицина.

Традиция. Притчи и боевые сказки: В этом разделе изучаются традиции артелей кулачных бойцов. Разбираются сказки и притчи в которых в образной, символической форме передаётся традиционная матрица боевой системы, воинская философия и этика.

© 2010
Sergey Lee
Яндекс цитирования
E-mail sergeylee85@ya.ru