Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Русь

Русский Витязь Издавна практиковались боевые единоборства и на территории нешей Родины. В 526 году известный византийский полководец Велизарий взял себе на службу учёного прокопия кесарийского, который в качестве советника сопровождал Велизария во многих походах. В своих записках Прокопий упоминает о Восточных славянах как о доблесных войнах, весьма искуссных в боевом единоборстве. Высокая воинская выучка славян была хорошо известна византийцам. Вслед за Прокопием в VI веке византийский император Маврикий Стратег писал: "Племена славян... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности на земле своей, выносливы... Юноши их очень искусно владеют оружием". О славянах как отважнейших войнах примерно в те же годы пишет готский историк Иорданий.

В доблести и воинском мастерстве славян византийцы ещё не раз убедились в 774 году, когда большой русский флот появивился под Константинополем. В VII-X веках русских войнов видели беpега многих средиземноморских стран. В 675 году двадцать тысяч славян воевали вместе с арабами против византийских войск в Сирии. В 927 году русский флот крейсировал у северных берегов Африки. В 949 году девять русских кораблей учавствовали в византийском походе на Крит. В 968 русы покорили буртасов и волжских булгар, после чего осуществили морской поход в Испанию. Бывали они в Сицилии.

У древних славян покровителем боевых единоборств считался гроздный Перун. В его честь устраивались состязания в ратном мастерстве. На этих игрищах, проводившихся регулярно и примерно с одним составом участников, не могла не возникнуть своя школа боевого искусства. Эффективность её доказывают победы Мстислава Удалого над князем косогов Редедей и Никиты Кожемяки над печенежским богатырём. Победившее христианство вело непримиримую борьбу с язычиским наследием. Свержение культа Перуна, поставило вне закона и посвящённые ему ратные игры. Не касались "бесовских игрищ" и монахи-летописцы. Однако религиозными запретами не возможно было искоренить любимые в народе молодецкие забавы. Теперь уже на церковные праздники выходили молодцы стенка на стенку. Вот как описывают русские кулачные бои исторические документы: "Бои кулачные и палочные составляли для русской молодёжи потеху, увеселение. Бои проходили, обыкновенно, в жилых местах, а зимой чаще всего на льду; собирались "охотники", составляли два враждебных лагеря и по данному сигналу бросались один на другого с криком для возбуждения, нередко тут же били в накры и бубны". В народе сложились и неписаные правила таких единоборств, удивлябщие своим благородством и великодушием. Запрещалось бить под ложечку, в спину; позором считалось ударить поверженного наземь противника.

В княжеских дружинах боевые единоборства носили целенапрвленный, прикладной характер. Подготовка велась как в форме прямого обучения младших старшими, так и в соревновательной форме при погребении павших товарищей. Соглално древнему славянскому обычаю, над могилой павших войнов насыпался курган. На нём устраивались поминальные игрища. Ратники штурмовали холм в единоборстве друг с другом, стремясь захватить его вершину. Воспоминания о богатырских забавах далёких предков сохранились в популярной мальчишеской игре на ледяной горке "Царь-горы". Единоборство на холме весьма результативно по своему методическому содержанию. Оно требует устойчивости, ловкости, умения ориентироватся в пространстве. Находящийся выше оказывается заведомо сильнее благодаря своей более выгодной позициина холме. Здесь даже самый физически сильный был вынужден больше ориентироватся на ловкость и тактические уловки, чем на природные данные. Постоянно меняющаяся обстановка развивала реакцию, способность мгновенно оценивать ситуацию.

Упоминаемая в былинах техника боевого единоборства во многом напоминает древнегреческий Панкратион. Тесные связи с Византийской империей, наследницей греко-римской культуры, частые походы в страны Средиземноморья вполне допускают предположение об усвоении славянами элементов олимпийских единоборств Древней Эллады.

Как и в Капоэйре, методом подготовки к бою у славян в дохристианский период служило и танцевальное искусство. На масленицу, помимо обрядовых плясок, проводились военные игры молодёжи-кулачные бои. Такое соседство представляется не случайным. Некоторые исследователи убеждены, что широко известный украинский Гопак представляет собой своего рода шифр славянского боевого единоборства далёкого прошлого. Действительно, многие элементы украинских танцев поражают своим сходством с приёмами боевых единоборств. Например, стремительный "бегунец", когда исполнитель делает широкий шаг вперёд, как бы сокращая дистанцию с противником, а за тем теснит его, делая два коротких шага, почти не касаясь пола. Причём этим ходом можно двигатся и по прямой и по кругу. Перескоки из стороны в сторону с последующими двумя переступами на месте - "Тынок"-так и представляются как уход с линии атаки в боевом единоборстве. Фантастические "голубцы", когда исполнитель поддевает опорной ногой работающую ногу, отбрасывая её в сторону прямо совпадают с изощрёнными боевыми ударами ног в бразильской Капоэйре.

Комплексный характер боевой подготовки на Руси, осуществлявшейся через молодецкие забавы на косогоре и на ровной площадке, в танцах и княжеских дружинах, её большая методическая эффективность обеспечивали высокое воинское мастерсрво русских войнов. Уже не в былинах, а в летописях упорминается Демьян Куньевич, живший в Переяславле Русском в XII веке. Со слугой и пятью такими же молодцами выезжал он сразиться с толпой и обращал их в бегство. Однажды выехал Демьян совсем один без шлема и панциря на многочисленный половецкий отряд, перебил большую его часть, но и сам был тяжело ранен, с трудом возвратился в город.

В XIII веке Русь подверглась страшному нашествию с востока. На смену не раз битым русскими витязями половцам пришли неведомые монголы. "Их же добре некто же не весть, кто суть и отколе изидоша" - пишет летописец. Монгольское государство сложилось в начале XIII века. В 1206 году предводитель одного племени Темучин был провозглашён великим ханом под именем Чингис. Под предводительством Чингисхана монголы смогли завоевать Китай, Иран, Кавказ, Среднюю Азию и неудержимо двигались на Запад.

Монгольское войско было хорошо организовано и вооружено. В Китае монголы освоили более совершеннную технику войны, например столь необходимые для захвата городов стенобитные орудия. Среди самих монголов, действовавших обычно в конном строю, были популярны борцовские единоборства. Ударная техника в них почти отсутствовала. Связано это было в первую очередь с всеобщей у монголов вооружённостью и вытекающим отсюда акцентом на использовании оружием в боевых схватках.

Междуусобицы и споры князей ослабляли Русь, которая представлялась лёгкой добычей завоевателям. В 1237 году войска Батыя, внука Чингисхана, подошли к Рязанскому княжеству. Монголы потребовали десятой доли во всём - "во князех, и в людях, и в конех, и в доспехах". "Когда мы не останемся в живых, то всё будет ваше" - ответили рязанцы их послам. После шести дневной осады город пал. Вслед за тем произошло событие, вошедшее в историю как прояление высочайшего воинского духа и несравненного ратного мастерства.

После разгрома Рязани на ещё дымищиеся пепелища из Чернигова с небольшой дружиной вернулся воевода Евпатий Коловрат. Собрав около двух тысяч бойцов, он бросился в погоню за татарами. Рязанцев не смутила численность врага. Настигнув орду маленький отряд набросился на завоевателей. Целые сутки шла ожесточённая битва, которую по соотношению учавствующих в ней сил можно сравнить разве что с битвой у фермопил. Стрелы лучников Батыя застилали солнце. Татары волнами накатывались на войско Евпатия и отступали, оставляя горы убитых.Каждый русский воин в боевом единоборстве стоил десяти татар. Видя, что в рукопашном бою не одолеть русских витязей, татары подтащили камнемёты и камнями, каждый из которых с трудом поднимали четыре человека, забросали маленький отряд. Поражённый и напуганный хан приказал закопать тела русских войнов, а пятерых оставшихся в живых отпустил на свободу.

Много славных побед в рукопашных боях одержали русские войны в битвах с врагами своей Родины. Достаточно вспомнить битвы у реки Невы в 1240 году, на льду Чудского озера в 1242 году. В грандиозном рукопашном бою на Куликовском поле в 1380 году русские ратоборцы одержали славную победу над полчищами хана Мамая. С объединением русских земель вокруг Москвы и созданием централизованого русского государства возникает постоянное войско, бережно хранящие прежние традиции боевых единоборств, появляются первые воинские руководства и уставы. Заметное место в них отводится приёмам рукопашной схватки. Вышедшем в 1647 году первом русском воинском уставе "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей" значительное место отводится рукопашной технике.

Во время пребывания Петра Великого в Англии состоялась, возможно, первая официальная встреча мастеров боевого искусства русской и английской школ. Пригласили Петра на соревнования по боевому единоборству, которым тогда бредило английское общество. Бойцам покровительствовали первые люди государства. Пётр обмолвился, что и в Москве есть хорошие кулачные бойцы. Принимавший бойца вельможа предложил пари, что против его бойца, московитянин не выдержит и минуты. Петра в поезде сопровождала рота солдат-гвардейцев. Кликнул Пётр средь них охотника схватиться с английским бойцом. Вызвался один солдат - по его словам, не последний на Москве боец. Пётр всё делал сам, и здесь он взял функции тренера на себя. Русские стали готовится к поединку. Вдвоём с царём побывал солдат на соревновании, где блистал его соперник. Вместе разработали тактику ведение боя с грозным противником.Поединок между двумя бойцами начался с обмена ударами. Могучий англичанин скоро понял, что ему попался самый сильный соперник за всю его блистательную карьеру. Русский боец умело уклонялся и в ответ наносил такие удары, что темнело в глазах. Англичанин понял, что так бой ему не выиграть, и стал готовится к своему излюбленному приёму, против которого никто не мог устоять. Это был внезапный удар головой в солнечное сплетение сразу после отражения атакующей руки противника. Собрав все силы англичанин рванулся вперёд. Но в последний момент немыслимым образом русский разворотом корпуса ушёл с линии атаки и нанёс такой удар по затылку боксёра, что того долго ешё не могли привести в сознание.

На протяжении веков русские прокладывали торговые пути в страны Востока. В 1651 году казаки основали на Амуре Албазинский острог. В следующем году тобольский воевода направил в Китай посольство. А ещё через год из Тобольска вновь в Канбалык (Пекин) выехало русское посольство, пробывшее в столице Китая шесть месяцев. В 1674 году из ворот Сленгинского острога вышел торговый караван, который, пройдя через Монголию, достиг великой китайской стены.В Пекине русские купцы провели семь дней. В конце XVII века войска китайцев осадили Албазин на Амуре. Горсть русских людей героически обороняла крепость. Часть их была взята в плен и уведена в Пекин. В 1728 году между Россией и Китаем был заключён Кяхтинский договор о вечном мире, пропуске русских торговых караванов в Китай и строительстве в Пекине русского подворья.

Сношения между Россией и Китаем в XVII-XVIII веках носили весьма оживлённый характер. Русские подолгу жили в Пекине, да и китайцы были не редкими гостями в русских землях. Такой характер отношений предполагал тесный культурный обмен. Не могла оставатся не тронутой столь естественная для того времени тема национальных единоборств. Для сопровождавших торговые караваны в Пекин казаков в этом был и профессиональный интерес.

Выдающиеся русские полководцыв своей военно-учебной деятельности не обходили вниманием подготовку к рукопашному бою. В первом строевом уставе 1700 года "Краткое обыкновенное учение" впервые вводятся основы обучения владению огнестрельным оружием со штыком. Получившие хорошую подготовку в кулачных боях, русские юноши быстро освоились и со штыковым боем. Штыковая атака Новгородского полка в Полтавской битве 1709 года предопределила исход этого решающего сражения со шведами. Обучение рукопашному бою входило в строевую и тактическую подготовку в армиях П.А.Румянцева, А.В.Суворова и М.И.Кутузова.

В 1812 году на Бородинском поле русские войска сошлись в грандиозном рукопашном бою с наполеоновской армией. Командование русской армии правильно оценил характер предстоящего сражения. В разосланном по войскам "Наставлении господам пехотным офицерам" штыковой бой определялся как главное средство достижения победы. На бородинском поле русская пехота вновь подтвердила свою репутацию лучшей в Европе, непобедимой в рукопашном бою. В Отечественной войне 1812 года наводили ужас на врагов донские казаки под начальством М.И.Платонова, много внимания уделявшего обучению казачества боевому единоборству. Казаки зарекомендовали себя как непревзайдённые разведчики, особенно искуссные при взятии "языка" и бесшумном снятии часовых. В 1859 году была выпущена книга "Правила для обучения войск гимнастике". В ней большую часть занимали приёмы рукопашного боя. На основе этой книги были изданны в 1861 году "Правила для употребления штыка в бою". Заложенные в русской армии традиции подготовки личного состава к рукопашному бою получили дальнейшее развитие в деятельности генералов М.И.Драгомирова и А.Д.Бутовского. В 1910 году вышло "Наставление по обучению войск гимнастике", в которое вошли упражнения с палками. В русской армии проводились соревнования по рукопашному бою, а в 1914 году в эти соревнования были введены единые правила. Были известны в русской армии английский и французский бокс, японское Джиу-джитсу.

После октября 1917 года русская школа рукопашного боя продолжала развиваться. В 1924 году вышло руководство "Физическая подготовка РККА и допризывной молодёжи", состоящее из десяти книг. Восьмая книга под названием "Способы защиты и нападения без оружия", включая приёмы бокса, японской борьбы Дзю-дзютсу, значительно обогатила обучение рукопашному бою. Начиная с 1931 года в программу по рукопашному бою включаются удары руками и ногами, броски и удушающие захваты, использование в качестве оружия подручных средств. Занятия по рукопашному бою проводились в сочетании со штыковым боем, преодолением припятствий и гранатометанием. На базе этих приёмов сложилась отечественная система Самбо, ныне перешагнувшая границы нашей страны и ставшая международным видом спорта. Самбо вобрало в себя лучшие достижения национальных видов борьбы, распространённых на территории бывшего СССР. В Самбо вошли наиболее результативные элементы и из других видов борьбы. Оно стало популярным видом спорта в армии, обеспечивая хорошую подготовку военнослужащих к овладению приёмами рукопашного боя.

© 2010
Sergey Lee
Яндекс цитирования
E-mail sergeylee85@ya.ru