Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Извор

Извор
Основатели
Грудев Михаил Викторович. Соучредитель Межрегиональной Федерации русского рукопашного боя Мстинско-тверецкой традиции «Извор». Тренерский стаж более 15 лет.
Григорьев Валерий Анатольевич. Соучредитель Межрегиональной Федерации русского рукопашного боя Мстинско-Тверецкой традиции «Извор». Тренерский стаж более 15 лет.

Боевые традиции Северо-запада Восточной Руси и особенно ареалов, примыкающих к бассейнам рек Мста и Тверца, испытали на себе сильное влияние своеобразной субкультуры ушкуйников. Ушкуйники во многом были предтечами казачества: походная жизнь, набеги «за зипунами», постоянная готовность к бою, жёсткая дисциплина и организация во время боевых действий и абсолютная демократия в мирное время всё это было впоследствии унаследовано формирующимся казачеством. Преемственность обуславливалась не только сходством в организации, но и в культурных традициях, а так же в территориальных предпочтениях, например, первыми обжили острова «за порогами», те самые на которых впоследствии возникла Запорожская сечь, именно ушкуйники.

Прообразом таких мини-сечей служила разветвлённая сеть ушкуйных островных стоянок на Мсте, Тверце, Волге, одна из них функционировавшая на протяжении трёх веков, находилась на острове, в 5 км от старого Торжка, выше по течению (в 2,5 км от современной городской черты, ныне на территории музея деревянного зодчества Василёво, рядом с одноимённой деревней). Таким образом, можно говорить об ушкуйных традициях русского рукопашного боя, по крайней мере, на территориях примыкающих к бассейнам рек Мсты, Тверцы и Верхней Волги.

Разумеется, боевое искусство имело общеславянскую основу, пестовалось в родовых и общинных объединениях, постоянно совершенствовалось в дружинных коллективах, но всё же именно ушкуйные лагеря подготовки и походы в качестве своеобразного экзамена на мастерство (а в походы брали далеко не всех) во многом сформировали рукопашные традиции Верхневолжья. Основными элементами их являлись отсутствие жёсткой регламентации, абсолютная открытость к заимствованиям удачных боевых приёмов, универсальность (т.е. возможность противостоять противникам в различных условиях в степи, в лесу, в городе, на воде и на суше, в строю и индивидуально). А так же специальная система поддержания боевой формы практически без отрыва от основных обязанностей, простота и эффективность приёмов.

Ушкуйная субкультура была своеобразным полигоном для обкатки рукопашных навыков в боевых условиях и школой для стажировки бойцов. Судя по информации, довольно скудно дошедших до нас источников, многие дружинники, члены постоянных городских и сельских ополчений Верхневолжья (особенно руководящий состав) имели ушкуйное прошлое. Например, знаменитая двухнедельная оборона г. Торжка в 1238г, от монгольских войск, проходила под руководством посадника Иванко – бывшего когда-то ушкуйником, да и руководивший обороной Борисо-Глебского монастыря, длившейся десять дней, игумен Ферапонт, то же в своё время занимал не последнее место в ушкуйных ватагах.

Таким образом, возрождение мстинско-тверецкой традиции русского рукопашного боя может послужить истоком (а одно из основных значений слова «извор» - это исток, источник) возрождения русской традиционной культуры исторического территориального ядра, где имеют свой исток главные славянские реки, ядра, из которого и родилась Россия.

Существует несколько определений понятия «наследие», или «культурное наследие», «наследие материальное» и «наследие духовное». И если материальное наследие в данный момент возрождается, становиться востребованным обществом, то культурное наследие постепенно забывается. И в виду этого всё большую актуальность приобретает создание региональных или общероссийских организаций, деятельность которых направлена на возрождение духовной культуры России.

В современной обстановке одна из наибольших проблем – это сохранение и развитие богатейшего, нематериального наследия страны, активное включение его в жизнь общества. Без культурного развития невозможны глубокие экономические и социальные преобразования, здесь можно привести высказывание академика Д.С. Лихачёва, «развитие цивилизаций без культуры бессмысленно».

Актуальность общественно-значимых организаций, деятельность которых направлена на возрождение русской духовной культуры, продиктована самим временем. И, следовательно, воссоздание традиционных русских обычаев в рамках федерации русского рукопашного боя «Извор» является попыткой возрождения, углубления и расширения нравственно-эстетического мировоззрения для различных слоёв общества.

Межрегиональная общественная организация «федерация русского рукопашного боя Извор»» ставит своими главными целями содействие развитию массовости русского рукопашного боя и связанных с ним оздоровительных систем, повышению их роли в укреплении здоровья и физического совершенствования населения в Российской Федерации, осуществление комплекса мер направленных на развитие и пропаганду духовно-нравственных основ традиционной русской культуры и содействие патриотическому воспитанию молодёжи, а так же на научно-исследовательскую деятельность по реконструкции мстинско-тверецкой традиции русского рукопашного боя и этнографо-археологическому изучению Верхневолжья.

© 2010
Sergey Lee
Яндекс цитирования
E-mail sergeylee85@ya.ru