Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Славянский Стиль Самозащиты

Славянский стиль самозащиты (СлавСтС) — русский стиль рукопашного боя, отличительной чертой которого является установка на защиту от нападения нескольких противников, максимальное расслабление во время боя, отсутствие захватов за одежду (конечности) и своеобразная ударная техника.

Основателем и руководителем школы славянского стиля самозащиты является доцент кафедры ФН-9 МГТУ им. Н. Э. Баумана Романычев Александр Иванович. Первые наработки были сделаны еще в 90-х годах прошлого века, официально же школа СлавСтС при МГТУ им. Н. Э. Баумана функционирует с 2003 года. Целью занятий является возрождение у занимающихся интереса к славянской истории и культуре, а также обучение их адекватно реагировать на реальные жизненные ситуации.

Славянский стиль самозащиты представляет собой комплекс методик, направленных на выживание в экстремальных ситуациях. Рукопашный бой является важной, но не единственной составляющей стиля. Тренировки проходят на разных типах покрытия и в разных условиях (в спортивном зале, на земле, на лестничной площадке). Интересной чертой СлавСтС является полное отсутствие «приемов» в традиционном их понимании. Боец не заучивает какие-то конкретные приемы, вместо этого, его обучают думать и принимать верные решения непосредственно во время боя. Благодаря этому, например, боец может быстро адаптироваться для работы с человеком, вооруженным чем угодно (ножом, дубинкой и т. п.). Причем работа против вооруженного человека будет построена точно так же, как и против невооруженного.

В основе стиля лежат народные плясовые движения восточных славян, а также биомеханика различных направлений русского рукопашного боя. Особенности стиля заключаются в максимальном расслаблении во время боя, отсутствие захватов за одежду (конечности) и своеобразной ударной технике. В отличие от других стилей и систем самообороны в славянском стиле руками и ногами не бьют, а хлещут противника. При ударе получается волна, или, по старой русской терминологии «подхлест». При этом (в отличие, например, от каратэ) отсутствует какая-либо концентрация в конце любого ударного движения. Как и во всех русский стилях рукопашного боя, основополагающая идея заключается в том, чтобы не противопоставлять силе силу. Не пытаться «пересилить» противника, который может оказаться гораздо сильнее физически. Поэтому все усилия, создаваемые нападающим, направляются на него самого или разрушаются в зародыше.

Славянский стиль самозащиты отличает симметрия движений. Каждый удар состоит из симметричных во времени и пространстве движений. Каждый удар строится так: вторая его часть выглядит как первая, выполненная в обратном порядке. То же можно сказать и о защите. Траектории движения крайних точек максимально расслабленных конечностей при максимально быстром возврате («потяге») образуют эллипсы.

В последние 20 лет возник большой интерес к различным системам рукопашного боя и спортивным единоборствам. В основном это так называемые «восточные» боевые искусства и единоборства. Однако у славян так же существовала эффективная система рукопашного боя, в силу объективных обстоятельств основательно забытая. В разных регионах имелись свои собственные приемы (тверская «Буза», сибирский «Вьюн», владимирские «Любки»). Общее, что объединяет все русские системы, — их высокая эффективность, направленность на победу в реальном бою одного со многими противниками, а не в условном спортивном поединке, отсутствие «показательных» ударов и движений.

Принципы, на которых основана СлавСтС определяют действия во время боя и формат тренировок, основные из них:
Принцип ощущения противника как единого целого, как массы.
Данный принцип говорит о том, что при работе с партнером или партнерами Ваша задача состоит в том, чтобы не мешать и не препятствовать нападающему, пропуская, скручиваясь, обкатывая, при этом находясь к нему на максимально близком расстоянии. В противном случае оказанное сопротивление приведет к тому, что Ваши действия станут не только жесткими, с применением физической силы, которой у противника может оказаться больше, а у двух, трех человек и подавно, но и раздельными. То есть тем самым будет нарушена непрерывная цепочка движений и ритм их выполнения.

Принцип выхода на противника
Не важно, сколько противников нападает в настоящий момент, важно, сколько еще может к ним присоединиться. Поэтому, даже работая с одним человеком, необходимо всегда выходить на второго и чувствовать окружающих. Аналогично можно рассуждать и о конкретных действиях противника: главное не отреагировать на первое движение, остановить его, главное, уйдя от него, защититься от второго, третьего и так далее.

Принцип медленной работы
Именно в медленной работе заключается сверхскорость движений, выполняемых на тренировке и в жизненных ситуациях, соответственно. Смысл выполнять движения медленно, а точнее в одном ритме с партнером или партнерами, заключается в том, что само тело начинает искать возможные варианты спасения от нападающего, начинает думать. Кроме того, только медленная работа поможет разобраться и понять те движения, которые на скорости не только не понятны, но порой совершенно не заметны. Еще одним моментом такой работы на занятиях является сведение травматизма к минимуму. А его вероятность действительно очень высока, поскольку большинство ударов направлены в места, поражающие противника, выводящие его из равновесия. Большинство этих ударов запрещено на всевозможных соревнованиях.

Принцип непрерывности движений
Все движения в славянском стиле основаны на близком контакте с противником. При этом возникает вероятность попасть под удар. Но такое может произойти только в случае остановки. В этот момент защищающийся полностью открывается перед противником. Чтобы избежать этого, необходимо продолжать движение, не останавливаясь, пока нападающий (нападающие) не окажется на земле, и только тогда Вы можете прерваться, чтобы оценить обстановку.

© 2010
Sergey Lee
Яндекс цитирования
E-mail sergeylee85@ya.ru