Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

СОБОР

Манифест СОБОРА Эмблема СОБОРа

«С древнейших времён ещё далёким предкам человека приходилось защищать себя и своих близких от враждебного окружения. Если от неблагоприятных условий среды можно было убежать, откочевать в иные, более пригодные для жизни места, то враги, соперники, конкуренты – одним словом, противники, – окружали человека всегда и везде, куда бы он ни пошёл.

Поэтому умение сражаться и выживать, одерживать верх над противником оказалось в числе первых и наиважнейших умений эволюционирующего человека. Это драгоценнейшее умение передавалось из поколения в поколение, от отдалённых предков к человеку разумному, превращаясь попутно в богатую методику обучения способам выживания и сражения. Наполняясь эффективными приёмами и методами, проверенными практикой многочисленных поколений, это умение превратилось в боевое ремесло, частью которого являются ныне многочисленные виды единоборств – как спортивных, так и прикладных. Соотнесённое с другими целями, более обширными, чем победа над персонифицированным противником, боевое ремесло доросло до боевого искусства, объединившего тактику и стратегию с приёмами и методами единоборств, с навыками управления группами людей, с мировоззренческим и философским обоснованием задач.

Боевое искусство, дополненное и развитое до уровня теоретических абстракций, унифицированных наборов приёмов и методов, методик обучения, стало особой профессией и специальностью в общественном разделении труда, логично развившись до уровня военного ремесла (как профессии) и военного искусства (как творчества).

Каждый нормальный человек, сколь бы ни был он самоуверен, неизбежно осознаёт собственное несовершенство, несоответствие с представлениями о том, каким бы он хотел быть. Он является постоянным полем боя между собственными недостатками и несовершенствами, с одной стороны, и надеждами и чаяниями на их преодоление и исправление, с другой. Именно в этом постоянном сражении методы и приёмы боевого ремесла должны быть наиболее эффективно использованы, направлены на постоянное движение к совершенному человеку. Будучи применённое к собственным недостаткам, боевое ремесло превращается, таким образом, в воинское ремесло.

Меняя человека, исправляя его недостатки и несовершенство, воинское ремесло позволяет по-новому взглянуть на весь окружающий мир, на природу, общество, человека. Будучи направленно на решение внутренних, сугубо личных задач конкретного человека, используя для устранения собственных недостатков и несовершенств, принципы боевого искусства, тактику и стратегию, воинское ремесло поднимается до уровня воинского искусства и способно решить многочисленные проблемы общества, повышая толерантность межличностных и межнациональных отношений.

Учение Собора – развившееся в настоящую науку воинское искусство, позволяет взглянуть на окружающий мир по-новому, цельно. Благодаря воинскому искусству человек видит Мир как целостное здание, собранное из различных частей-«кирпичиков». Каждая из этих частей, слабая или сильная, редкая или распространённая, уникальная или многочисленная, является незаменимой, необходимой. Осознавая себя существом, собранным подобным же образом, человек, основываясь на Учении Собора способен определить своё место в общественной жизни, в природе, цель бытия. Проявляя терпение, постоянным последовательным трудом над собой, осознанием подлинной ответственности перед природой и обществом, неизменным вежеством и нерушимой верностью избранной стезе, человек становится достойным этого места, обретая целостность, полноту жизни и постигая её истинный смысл.»

“…Великий из князей Русских – Вой – преподнес людям дар – искусство Пути, и Собором назвал он его, а люди нарекли его Лестницей в Небо…”– так повествует древняя легенда. Бог распорядился историей так, что Собор родился и сохранился с глубины веков на обширных просторах с незначительным населением, покрытых многочисленными лесами, болотами, реками, полями и лугами. Русью звалась та страна. С юга и юго-востока граничила она с засушливыми степями, с севера и востока – с еще более холодными и еще менее населенными территориями, с запада – с плотно населенной плодородной местностью с мягким климатом, с населением, подчиненным жесткой власти и имеющим достаточно высокую (с точки зрения современного человека) материальную культуру.

Жесточайшая власть давала не только опору для древней “западной цивилизации”. Все, кто стремился к свободной жизни, к освобождению от насилия, бежали на Русь – в эти малонаселенные просторы. Но здесь был другой Мир. Они вынуждены были ради выживания или сотрудничать – именно сотрудничать – с другими людьми и окружающим миром, или идти еще дальше, на свободные земли. Пришедших с насилием убивала земля и только те, кто шел не с войной, могли ступать по ее крову – так, скорее всего и возник тот образ жизни, который привел к процветанию дорюриковскую Гардарику. О, эта Гардарика была страной свободных городов! Каждый главный город имел своё особое значение для всей русской цивилизации, и вокруг каждого из них было несколько (до двенадцати) второстепенных городов. Только немногие названия сохранились для нас за три тысячелетия: Аркона, Ретра, Винета, Радегор (Холмгард, Китеж), Махасват (Мокошьсвят, Москва)... Одни из них были религиозными центрами, другие - торговли, третьи – искусств и ремёсел...

Вплоть до первых столетий нашей эры воинским центром всей Руси был город Радегор, расположенный на территории между современными городами Выборг и Петербург. В то время это был хорошо защищённый остров, отделённый с севера и с юга проливами (теперь южный пролив стал рекой Невой), с запада - Русским (теперь - Балтийским) морем, с востока - Великими Русскими озёрами, череда которых тянулась до самого Белого моря.

Войны и природные катаклизмы (сильное похолодание, наводнения, землетрясения) погубили Радегор, время стёрло из нашей памяти великие города Ретру, Аркону, Винету. Новым центром воинских искусств Руси в первом тысячелетии после Р.Х. стал Новый Город (Великий Новгород), именно в нём Собор бережно сохранялся до принятия Св. Владимиром православия.

В века, последовавшие после принятия христианства, Собор, с одной стороны, подвергался гонениям, поскольку его воспринимали (совершенно напрасно!) как языческое учение, - с другой, многие его идеи и принципы органически вплелись в русское православие и стали основой процветания на Руси Православной веры. Центром Собора, как воинского искусства, сначала оставался Новгород, служивший противовесом Киеву как центру власти. Этот факт помог Собору, как искусству, выжить во времена феодальной раздробленности Руси. Позднее, после возникновения Московского Государства, центром Собора как школы воинского искусства стала сначала Тверь, затем Москва. Москва с тех пор и до сего времени непрерывно является этим центром, за исключением небольшого периода длительностью примерно в два десятилетия ХХ столетия: тогда (в 20-е и 30-е годы) он ненадолго, из-за социальных потрясений, переместился на Дальний Восток.

“Рукописи не горят”- так говорил булгаковский Воланд. Но не горят не только рукописи. В пламени братоубийств и многочисленных междуусобиц не погиб и Собор… Конечно, с нашей стороны было бы самонадеянно утверждать, что современный Собор является точной и неизменившейся копией того древнего, созданного (как утверждает легенда) в VIII веке до Р.Х. князем Воем - это нереально! Прошло почти три тысячи лет, сменились многие поколения людей, изменился мир вокруг нас, но главное - изменился сам человек, - изменилась его психика, его образ жизни, его ценности, - изменились методы и формы, которые принимает насилие.

И, хотя основы Собора, - как и сама сердцевина Мироздания, - остались незыблемы, вместе с изменившимся миром стали иными и методы действий, и способы обучения, и многое, многое другое. Но, изучая Собор, Вы неизбежно сделаете вывод, который для себя когда-то сделали и мы: современный Собор - безусловный наследник того самого древнего Собора и его органическое продолжение в современном мире. А вопрос, являются ли древние легенды отголосками реальных исторических событий, или это - всего лишь сказка, - окажется для Вас второстепенным.

Академия позволяет охватить разные области деятельности (информационные, образовательные, исследовательские, экспедиционные проекты). Конференции, поездки, сотрудничество, контакты позволяют учиться, обмениваться опытом, накапливать знания, совершенствовать умения. Результаты экспедиций, исследований, конференций, историческая литература публикуются в интернете, издаются книги.

© 2010
Sergey Lee
Яндекс цитирования
E-mail sergeylee85@ya.ru